Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: "...в публичной сфере любого государства должно допускаться распространение и поддержка только тех ценностей, которых придерживается большинство народа"

Портал "Интерфакс-религия" опубликовал текст доклада главы ОВЦС МП митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на международном семинаре ЮНЕСКО "Диалог цивилизаций: права человека, нравственные ценности и культурное многообразие". Свое выступление представитель РПЦ посвятил проблеме влияния религиозных организаций на понимание и реализацию прав человека.

"Могу с уверенностью сказать, - заявил он, - что многие религиозные традиции мира сегодня не ставят под сомнение то, что языком прав человека должен оставаться светский язык. По крайней мере, православная традиция не ставит это под сомнение. Но на корпус прав человека и их реализацию религиозное мировоззрение имеет полное право оказывать воздействие, так же как и любое другое мировоззрение".

При этом корпус прав и свобод нельзя рассматривать как догму: "Если мы повторим ошибку марксистов и будем догматизировать какую-либо из общественно-политических доктрин, объявляя всех с ней несогласных ревизионистами, то это не привнесет взаимопонимания в общество. Доктрина прав человека возникла в Западной Европе в определенных исторических условиях, и может и должна эволюционировать вместе с меняющимся миром".

Что же касается реализации прав, то они лишь "дают возможности, но их использование зависит от мировоззренческой позиции относительного того, что есть хорошо, а что есть плохо", ведь, к примеру, "свободу иметь огнестрельное оружие можно использовать для самообороны, а можно для того, чтобы ворваться в школу и расстрелять своих одноклассников".

"...Наша Церковь, а также общественные силы, которые ее поддерживают, утверждают необходимость сочетания права человека с поддержкой традиционных нравственных ценностей в обществе", - подчеркнул митрополит Кирилл.

В то же время, отметил он, "развитие современного международного права нередко идет по пути навязывания взглядов различных меньшинств большинству жителей планеты. И в этом мы видим опасную тенденцию, угрожающую принципам демократии".

Для противодействия этой негативной тенденции, по словам митрополита, "необходимо определить, в какой сфере общества - публичной или частной - должны присутствовать ценности большинства и меньшинства. В частной сфере свобода нравственного выбора должна быть насколько возможно полной. Человек здесь может делать нравственный выбор по своему усмотрению, даже тот, который противоречит общественной морали. Другими словами, человек не должен дискриминироваться, если, например, он изменяет своей жене. Это соответствует словам апостола Павла: "Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его" (Рим. 14,4). В частной сфере может быть ограничение только того нравственного выбора, который связан с причинением вреда другому члену общества. Однако в публичной сфере любого государства должно допускаться распространение и поддержка только тех ценностей, которых придерживается большинство народа. Современное демократическое государство признает такую практику. Например, в ряде демократических стран существует запрет на создание нацистских партий. При этом такие запреты не вторгаются в сферу личных убеждений. Сам человек может придерживаться нацистских убеждений, но он никогда не сможет проповедовать их в обществе".

"В нормальном демократическом государстве, - заявил представитель РПЦ, - та или иная система ценностей укрепляется в результате дискуссии, в которой без ограничения должны принимать участие разные мировоззренческие группы. Они представляют свою точку зрения, а большинство или соглашается с ней или отвергает ее. Сегодня мы нередко сталкиваемся с искажением этого принципа, особенно на уровне международных организаций. Люди, имеющие свои частные взгляды, принадлежащие мнению меньшинства, стремятся через международные и национальные механизмы навязывать свое мировоззрение большинству. Во многих случаях, когда разворачивается очередная борьба за права меньшинств, речь нередко идет не о реальной угрозе жизни и счастью этих людей, а о желании навязать большинству свой образ мыслей и жизни.
<...> Государство, которое призвано защищать и охранять культурное и духовное наследие страны легко от него отказывается в угоду мнению меньшинств, которые уже давно не испытывают давления, а изобретают новые поводы для борьбы против мнимой дискриминации".

Реализация прав человека в публичной сфере должна ограничиваться моральными нормами, и "для создания таких ограничений нужен диалог с религиозными организациями, отстаивающими нормы традиционной морали, как на национальном, так и на международном уровнях".

Поэтому, подчеркнул митрополит Кирилл, "современные международные организации должны сделать серьезный шаг к открытости не только светскому гражданскому обществу, но и религиозным организациям. В рамках ООН таким шагом могло бы стать создание Межрелигиозного Совета или Ассамблеи, где бы обсуждались ценностные и социально-политические вопросы представителями основных религиозных общин мира. Это нужно для того, чтобы не происходило навязывания через международные учреждения взглядов меньшинства большинству населения планеты, которое придерживается традиционной, религиозно обоснованной морали. В противном случае будет происходить дальнейшее отчуждение традиционных религиозных сообществ от секулярного прочтения прав человека".

Комментарий: Значительную часть этих тезисов митрополит Кирилл повторил в письме послу США в РФ Уильяму Бернсу, реагируя на публикацию доклада Комиссии США по международной религиозной свободе. "В моих выступлениях и в моей позиции нет ничего, что могло бы быть воспринято как призыв к России отказаться от обязательств в области прав человека, принятых нашим государством", - еще раз подчеркнул глава ОВЦС.
Ссылки на данную статью [1]