22 ноября 2010 года «Славянский правовой центр» опубликовал комментарии Романа Лункина по поводу принятия «Закона о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения». По мнению Р. Лункина, РПЦ отрицает наличие проблем и острых конфликтов, связанных с принятием этого закона. В статье «Закон о церковном имуществе: от фактической реституции к превращению Церкви в центр гражданского общества» перечислены положительные и отрицательные стороны данного юридического акта.
В качестве положительных моментов Р. Лункин выделяет:
- усиление РПЦ, которой, по его мнению, предоставляется уникальный шанс быть «сильной своей независимостью». Согласно приведенной статистике, РПЦ принадлежит большинство объектов культурного наследия федерального и регионального значения;
- закон четко прописывает отношения между государством и религиозным объединением в имущественной сфере;
- вследствие реализации данного закона на практике РПЦ, по мнению Р. Лукина, может стать активным участником гражданской и общественной жизни. Обладание имуществом приведет к тому, что церкви придется налаживать отношения с различными общественными группами. «Во многих случаях РПЦ придет к пониманию того, что совместное использование ценностей в демократическом поле часто лучше, чем абсолютная собственность», - полагает Р. Лункин;
Основной отрицательной чертой закона касается его правоприменения в реальности. Р. Лункин подчеркивает, что:
- после принятия закона будет возрастать аницерковная волна в СМИ. Одной из причин этой волны является то, что некоторые слои общества не доверяют церкви, что приводит и будет приводить в дальнейшем к сомнениям в законности претензий РПЦ на культовые здания и в финансовой честности представителей церкви;
- одной из помех к принятию закона стало то же недоверие к РПЦ, основанное на привычка церковных деятелей действовать неправовыми методами (договоренность о передачи собственности зачастую происходит без ведома руководства учреждений, занимающих здания).
Ключевыми моментами закона, по мнению Р. Лункина, являются следующие:
- статус музейных, библиотечных и иных коллекций, хранящихся в передаваемых РПЦ зданиях;
- понятие «имущества религиозного назначения» (в Законе оговаривается возможность передачи объектов культурного наследия и целых комплексов, «построенных для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как богослужения, молитвенные и религиозные собрания, другие религиозные обряды и церемонии, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество), включая здания для временного проживания паломников), а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для богослужебных и иных религиозных целей)»);
- вопрос о конфессиональном распределении передаваемого имущества (передача имущества происходит «с учетом конфессиональной принадлежности указанного имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях»);
- вопрос о сохранении и содержании памятников культуры в надлежащем порядке;
- гарантии для нынешних собственников имущества;
- прозрачность процесса передачи (его могут контролировать общественность, СМИ, эксперты).
В качестве одной из недоработок документа Р. Лункин отмечает спорное утверждение о том, что имущество «передается в собственность только централизованным религиозным организациям» (в данном случае попадают под удар религиозные объединения, не имеющие четкой централизованной структуры, например, беспоповцы-федоссевцы).
В заключение эксперт заявляет, что с принятием закона передача имущества в собственность РПЦ будет происходить в жестко прописанном правовом демократическом поле, чем это было раньше. Он отмечает, что теперь тайно передать в собственность объект будет сложнее. Кроме того, большим плюсом является прозрачность процесса передачи. Однако, подчеркивает Р. Лункин, действовать в соответствии с Законом придется привыкать не только РПЦ, но и общественности.