Александр Жуков: "...руководители ДУМ КБР... давно отгородились каменной стеной от большей части религиозной общины"

В опубликованной на сайте Полит.ру статье сотрудника ПЦ "Мемориал" Александра Жукова анализируется религиозно-политическая ситуация в Кабардино-Балкарии. Автор отмечает, что в значительной степени проблемы республики связаны с позицией ДУМ КБР, его "неспособностью... найти общий язык с теми, кем оно, собственно, и призвано "управлять"".

В конце февраля 2006 г. президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков сообщил о планах создания при городских и районных администрациях комиссий и комитетов, в задачу которых будет входить работа с религиозными организациями. Фактически речь идет о попытке властей наладить "прямые" - в обход ДУМ - контакты с "новыми мусульманами", членами так называемого Кабардино-Балкарского джамаата, возглавляемого Мусой Мукожевым.

Конфликт между джамаатом и ДУМ начался в середине 1990-е гг. "Члены джамаата, - пишет А. Жуков, - так называемые "новые мусульмане", которые сами себя именуют "салафитами", т.е. поборниками первоначального, "чистого" ислама (в своем большинстве это жители Нальчика, однако у М. Мукожева немало сторонников и в других городах и селах республики) обвиняют ДУМ, среди прочего, в причастности к пропаже денег, собранных общиной в начале 90-х гг. на строительство соборной мечети, и в нежелании бороться с укоренившимися в народе "антиисламскими" обычаями, и в первую очередь с "похоронными поборами". Речь идет о той ситуации, когда так называемые "народные муллы" (люди, зачастую не имеющими ни религиозного образования, ни духовного сана), равно как и некоторые официальные имамы, пользующиеся поддержкой Духовного Управления, требуют для себя "благодарности" за исполнение тех или иных религиозных обрядов. Салафиты долгое время требовали от ДУМ положить конец этим поборам, мотивируя это не только антиисламским их характером, но и тем, что они слишком уж больно бьют по семейному бюджету жителей республики, и без того вынужденных залезать в долги, дабы "достойно" проводить умерших.
<...>
С противоположной стороны, из ДУМ КБР, в адрес джамаата все эти годы звучали обвинения в экстремизме и "ваххабизме" - нельзя сказать, чтобы совсем уж безосновательно: среди членов джамаата действительно довольно распространены радикалистские настроения".

При этом, подчеркивает автор статьи, "глубокой ошибкой было бы думать, что Духовное Управление единственно виновно в обострении отношений с "новыми мусульманами". Фактически именно бескомпромиссная, антагонистическая позиция последних сделала какое-либо примирение невозможным. Как итог, в конце 90-х годов, одновременно с усилением экстремистских настроений среди членов джамаата и появлением первых террористических групп на территории республики, в ДУМ КБР составляются т. н. "ваххабитские списки", получившие впоследствии столь печальную известность в КБР и далеко за ее пределами. Именно этого (и в первую очередь этого) не могут простить Духовному Управлению даже "умеренные" из числа "новых мусульман", до той поры сохранявшие лояльность Духовному Управлению.
Можно лишь догадываться, какова была на самом деле роль ДУМ КБР в истории со "списками ваххабитов". Можно долго спорить о том, действительно ли они были использованы Управлением как инструмент борьбы со своими идеологическими противниками или нет. Не вызывает сомнения одно: не Духовное Управление было инициатором тех репрессий против верующих, о которых в свое время писала "Новая Газета", а списки "ваххабитов", составленные в ДУМ в конце прошлого века, явно не совпадают с "послужными списками" республиканского МВД начала века нынешнего".

Но в то же время, продолжает А. Жуков, именно пассивная позиция ДУМ, его неготовность и неспособность защитить верующих от преследований со стороны представителей власти, привела к тому, что "за последние 5-7 лет даже наиболее умеренная часть общины окончательно потеряла уважение к Духовному Управлению. Люди не верят, что духовные руководители республики в их нынешнем составе пальцем пошевелят, чтобы помочь им или их близким, случись в их семье то, что произошло, например, с той избитой милиционером женщиной". Как подчеркивает автор статьи, "упрекая своих противников в раскольнических настроениях, муфтият республики все эти годы вел себя так, словно сам он давно поделил всех верующих на "своих/чужих". ...Руководители ДУМ КБР, единственной легитимной ассоциации мусульман Кабардино-Балкарии, обладающей исключительным правом отстаивать интересы ВСЕХ верующих мусульман республики, сами давно отгородились каменной стеной от большей части религиозной общины".

"Трезвый взгляд на вещи подсказывает, - делает вывод А. Жуков, - что пока во главе Духовного Управления будет бельмом на глазу многих стоять нынешний муфтий, вести диалог салафитской молодежи будет просто не с кем, за исключением, разве что, самого президента Канокова с его безграничным на сегодня ресурсом доверия".

Комментарий: См. также:
Хамидуллина Х. Нальчик, год спустя. Первые итоги правозащитного расследования // Ислам.Ру. 2006. 13 октября.
Исполнительный директор ООД "За права человека" ЛЕВ ПОНОМАРЕВ: "В Кабардино-Балкарии жестоко преследуют мусульманскую молодежь: людей избивают, пытают, убивают" // Портал-Credo.ru. 2006. 13 октября.