Национальное строительство и национализм в современной России. Обзор социологического опроса

В мае 2013 года Исследовательский холдинг РОМИР по заказу Исследовательского Совета Норвегии в рамках работы «Национальное строительство и национализм в современной России» провел серию социологических опросов. Проведен общероссийский опрос, а также опросы в Москве, Краснодаре и Владивостоке.

В общероссийском опросе приняло участие 1000 человек, из которых 90 % считают себя этническими русскими, в региональных – по 600 человек, из которых к русским себя отнесли от 94 до 97 % респондентов.

В этом обзоре мы не ставим задачу проанализировать все полученные результаты, а лишь хотим обратить внимание на наиболее показательные из них.

Основная тема, затронутая в опросе – межэтнические отношения внутри страны, сложившиеся у россиян как с мигрантами из других государств, так и с иноэтничными жителями России.

Более трети опрошенных (32,3 %) считают межэтнические отношения в их регионе плохими или очень плохими, а в Москве число негативно настроенных респондентов составляет целых 47 %. При этом доминируют явно завышенные представления о численности мигрантов: только 15 % полагает, что приезжих в их регионе – от 10 до 15 %, и более трети полагают, что доля приезжих составляет от 20 до 30 %. Еще сильнее завышение в Москве, где 23 % считают, что мигрантов в городе – от 60 до 80 %.

Стандартный опрос о приемлемости представителя той или иной этнической группы в качестве близкого родственника выявил достаточно жесткую позицию: меньше четверти сказали, что в этом случае «национальность не имеет значения». А наиболее неприемлемыми, как и можно было ожидать, оказались цыгане (56 % наиболее категоричных ответов), чеченцы (51 %) и азербайджанцы (48 %), а также киргизы (почти 51 %), казахи (47 %), таджики (более 52 %), китайцы (53 %). Также ничего неожиданно нет в том, что наиболее толерантно респонденты отнеслись к украинцам и белорусам: здесь значительно ниже количество категоричных ответов – 20 % и 19,8 % соответственно. И снова наименее терпимой оказалась Москва, где антирейтинг цыган, чеченцев, азербайджанцев и других оказался выше, чем в целом по стране: от 63 до 65 % опрашиваемых посчитали неприемлемым иметь в качестве родственника представителя одной из этих этнических групп. При этом обоснованием такого негативного отношения служит, в том числе, идея несовместимости российских ценностей и поведенческих норм с нормами, принятыми у «приезжих». Более половины опрошенных посчитали практически несовместимыми ценности чеченцев, цыган и китайцев с русскими, и лишь незначительно меньшее число людей – от 43 до 46 %, отнесло таджиков, киргизов, грузин и азербайджанцев в категорию «несовместимых».

Опрос показал, что идея того, что мигранты нужны России, соседствует в головах жителей страны с ксенофобно мотивированным нежеланием их видеть. Более половины опрошенных согласны с утверждением, что «мигранты очень нужны России, потому, что они занимаются низкооплачиваемой, но важной работой», но одновременно с этим 59 % выступают за сохранение существующих ограничений на прием иностранцев на работу. Более того, 43 % респондентов поддерживают идею выслать всех мигрантов в места их прежнего проживания, причем вне зависимости от легальности статуса. И снова Москва лидирует по числу ксенофобных ответов: здесь 82 % считают, что прием мигрантов на работу надо ограничивать, а 53 % выступают за депортацию всех приезжих. Кроме того, более 60 % опрошенных высказываются против выдачи мигрантам и их детям постоянного вида на жительство; в Москве количество негативно оценивших эту идею достигает 79 %, а в Краснодаре противников выдачи вида на жительство насчитывается почти 74 %.

При этом довольно примечательно, что большинство опрошенных заняли не радикальную позицию по вопросу о степени культурной автономии мигрантов. Только 26 % считают, что «приезжие» должны полностью слиться с русской культурой, то есть ассимилироваться, тогда как больше половины (53 %), признавая необходимость культурной адаптации, все же оставляют им право на сохранение собственных культурных корней.

Несмотря на высокий уровень ксенофобности ответов респондентов, деятельность ультраправых организаций пронацистского толка большая часть опрошенных все же не одобряет: 73,6 % высказались за необходимость запретить движение скинхедов или организаций типа РНЕ. Впрочем, довольно высок уровень одобрения насильственных действий, более 20 %, то есть как минимум каждый пятый из опрошенных согласились с утверждением, что «мигранты, избиваемые русскими, чаще всего заслуживают этого». Еще выше процент одобрения этого утверждения в молодежной среде (27 %) и в категории людей в возрасте от 25–34 лет – почти 30 %. Кроме того, массово разделяют респонденты и главный лозунг праворадикальных российских организаций «Россия для русских» – с ним согласились почти 60 %. При этом 39 % опрошенных пояснили, что когда речь идет о русских людях, они имеют в виду только этнических русских, хотя немало было и тех, кто заявил, что подразумевает всех граждан РФ вне зависимости от их этнической принадлежности, – почти 25 %. В Москве понимание этничности по крови превышает 43 %, а в молодежной среде достигает 50 %.

Несмотря на неодобрение ультраправых организаций, большой уровень поддержки получила идея создания вооруженных казачьих и прочих патриотических патрулей: почти 45 % высказались за эту инициативу в общероссийском опросе, а в Москве идею в том или ином виде одобрило уже более 80 % опрошенных.

Была затронута в опросе и тема межрелигиозного взаимодействия. Более 70 % опрошенных назвали себя православными, принадлежащими РПЦ, и одновременно с этим более 60 % респондентов считают, что ислам становится угрозой социальной стабильности и русской культуры. Однако в общероссийском опросе только 13 % поддерживают идею отделения исламских территорий Северного Кавказа; в Краснодаре одобряемость выше, 17,5 %, но тоже не очень высока. Впрочем, явное нежелание большинства отделять от России кавказские республики соседствует с неудовлетворенностью сложившимся бюджетными отношениями между центром и этим регионом: 56,5 % опрошенных поддерживают лозунг «Хватит кормить Кавказ».

Говоря о желаемых границах России, стоит отметить, что только 36 % довольны нынешними размерами страны, тогда как 21 % хотел бы также видеть в составе РФ бывшие республики СССР, населенные славянскими народами, а 21 % желают полностью вернуться к границам СССР. Здесь довольно примечательна динамика ответов в зависимости от возраста респондентов: возвращение в состав страны всех бывших республики Советского Союза наиболее желаемо в группе старше 60 лет (34 % против 21 % в среднем), а вот удовлетворенность нынешними границами РФ возрастает со снижением возраста опрашиваемых: в категории тех, кому от 35 до 40 лет, довольны размерами страны 39 %, от 25 до 34 лет – 40 %, от 18 до 24 лет – 45 %.

В заключение отметим, что опрос показал явную неудовлетворенность россиян стихийно сложившимися в стране межэтническими отношениями, но при этом показал и отсутствие четкого представления о том, какими они должны быть. Этнический национализм, требующий моноэтничного государства, соседствует с имперскими амбициями, понимание того, что мигранты нужны стране, сталкивается с ксенофобией, а нелюбовь к пронацистским организациям не отвращает от идеи сходных движений, но без выраженного «фашистского» духа.

Ссылки на данную статью [1]