Новости по теме

Владимир Прибыловский: "Русский национализм стал реальным политическим субъектом"

9 января 2007 г. сайт Полит.ру опубликовал интервью с Владимиром Прибыловским, президентом Информационного центра "Панорама", владельцем Публичной интернет-библиотеки "Антикомпромат", о русском национализме в 2006 г. и об основных тенденциях его развития.

Основная мысль интервью в том, что в 2006 г. русский национализм, стал реальной угрозой обществу, государству, спокойствию страны. В отличие от предыдущих лет, в 2006 г. национализм показал, что у него есть перспективы, в том числе и на власть. Русский национализм в нескольких его разновидностях сразу стал реальным политическим субъектом, участвовавшим, в том числе и в игре за власть. "Раньше ничего этого не было: он играл определенную роль, в том числе политическую, но все претензии на власть были чересчур преувеличенными. А предупреждения, опасения и тому подобное были страшилками, которые использовали разные силы друг против друга", - заявил В.Прибыловский.

Самым ярким примером в этой связи президент ИЦ "Панорама" назвал события в Кондопоге. В.Прибыловский отметил, что подобные события были и в других городах страны (например, в Сальске Ростовской области), но "поскольку они не имели такого информационного сопровождения, то не прозвучали".

В 2006 г. произошло усиление радикальной, националистически-ксенофобской организации Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ). "ДПНИ стало реальной политической силой, и политик года, на мой взгляд, - это Александр Поткин (Белов)", - считает Прибыловский. Благодаря Кондопоге лидер "Пней" стал политиком федерального уровня, а значительное число бригад скинхедов признали ДПНИ "как бы своей крышей".

Президент Панорамы подчеркнул, что ДПНИ - это первая крупная национал-патриотическая организация, которая является "сетевой", а не "фюрерской". "Поткин если несколько раз ошибется - "выпадет из колоды", и найдется новый лидер". Это зонтичная организация, в отличие от всех прежних национал-патриотических организаций, как крупных, так и мелких. В этом есть и свои недостатки с точки зрения организации, но есть и свои преимущества - в том числе в смысле выживания и распространения.

Другой тенденцией 2006 г. президент Панорамы назвал, проникновение националистической риторики и националистической практики в политику официальных органов. Это и антигрузинская кампания, и риторика самого президента, который раньше не был замечен в этническом национализме. "Я по-прежнему не считаю лично Путина сторонником этнического национализма, но то ли по недомыслию, то ли в тактических целях осенью этого года он, можно сказать, просто украл некоторые лозунги, часть риторики ДПНИ. И фактически инициировал этническую чистку России, направленную против грузин", - сказал В.Прибыловский.

Среди общих причин усиления национализма и ксенофобии интервьюируемый называет кавказскую войну, "которая в действительности вовсе не кончилась". "Этот фактор кавказской войны - на самом деле главный в развитии национализма и ксенофобии на протяжении всех последних десяти, а может быть, двенадцати лет".

Вторым фактором, возникшим при В.Путине, В.Прибыловский считает, "вытаптывание" властью, "любых политических течений, идеологий, людей, которые с ней пытаются конкурировать". Национализм она тоже вытаптывает. "Однако, сколько национализм ни вытаптывай - он выживает, а более сложные идеологии, движения, партии от вытаптывания гибнут. Вытаптывая все вокруг себя, власть дает (сама того, может быть, не желая) преимущества простейшим, агрессивным формам идеологии".

В своем интервью В.Прибыловский также затрагивает вопросы возрождения Конгресса русских общин, ликвидации партии "Родина", ареста Бориса Миронова. В интервью упоминаются такие партии как "Справедливая Россия", "Единая Россия", ЛДПР, "Патриоты России", "Народная воля", политики Дмитрий Рогозин, Андрей Савельев, Николай Курьянович.

По мнению В.Прибыловского, создание антинационалистических организаций оказалось неэффективным. Среди этих организаций он называет Российский антифашистский фронт (РАФ); антифашистское движение "Наша Россия", созданное Администрацией президента, в которое вошли директор т.н. Института прав человека Камилжан Каландаров, директор МБПЧ Александр Брод, скульптор Зураб Церетели, политолог Вячеслав Никонов и др.; Союз "Интернационал", созданный по инициативе Марата Гельмана, при участии некоторых левых деятелей и тоже с одобрения Администрации.

"На самом деле все три организации - и левая, и либеральная, и псевдоантифашистская - показали, что они мертворожденные, поскольку реальная их деятельность не видна", - отмечает директор Панорамы. Антифашистская деятельность в основном заключается в информационном мониторинге, которым успешно занимается центр "Сова".

В.Прибыловский также замечает, что часть либеральных сил начала использовать националистические лозунги - это в первую очередь характерно для "Объединенного гражданского фронта", отчасти "Другой России".

В заключительной части интервью, В. Прибыловский подчеркнул, что в ближайшие годы нас могут ожидать потрясения, поэтому после парламентских выборов 2007 г. вполне возможно, что следующие будут вовсе не в 2011 г., а значительно раньше. То же самое можно сказать и о президентских выборах. По мнению интервьюируемого, в дальнейшем "националисты, которые стали во многом самостоятельной силой (пусть и не единой), будут играть уже решающую роль. И те, кто относился к ним как к инструментам, с удивлением увидят, что они уже не орудия, а, как минимум, - младшие партнеры в политических играх".