Жанна Зайончковская: Мифы о миграции и реалии миграционной политики

20 февраля 2005 г. в клубе "Билингва" состоялась публичная лекция Жанны Зайончковской (руководителя лаборатории миграции населения Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, председателя Независимого исследовательского Совета по миграции стран СНГ и Балтии, президента Центра изучения проблем вынужденных миграций в СНГ) "Миграционная ситуация современной России". В лекции были затронуты мифологические представления о миграции и рассмотрены перспективы, ожидающие Россию в ближайшие полвека.

По мнению Ж.Зайончковский современные мифологические представления о миграции таковы.

Во-первых (и это базисный миф, дающий пищу для неверных прогнозов), существует мнение, что после распада СССР вдруг все поехали куда-то, в основном - в Россию, и началась миграция. Раньше мы как будто бы жили в обществе, где люди ездили мало, а если и ездили, то по комсомольским путевкам или туда, куда их направят. Однако на самом деле, произошло, совершенно обратное: в этот кризисный период миграция резко сократилась.

Такое представление сформировалось потому, что естественный процесс миграции изменился качественно. В нормальном, здоровом обществе миграция является естественным явлением - это молодежь, едущая учиться, солдаты, следующие к месту службы, экономическая миграция в поисках оптимального места работы и т.п. явления отражающие нормальную жизнь страны и общества. Этот процесс идет "под воздействием привлекающих факторов: переезжают в то место, которое человек, по каким-либо причинам, считает для себя лучшим".
"Ненормальная" миграция, с которой собственно, сейчас сталкивается Россия обусловлена не позитивными, а негативными факторами. "Это в основном вынужденная миграция, она происходит под воздействием факторов выталкивания, когда человек уезжает, не потому что он хочет перебраться в лучшее место, а потому что он не может и не хочет жить на старом месте. Поэтому он часто переезжает даже в том случае, когда не имеет надежной информации об условиях жизни на новом месте и не очень хорошо знает, что его ждет". Это другая возрастная структура, другое психологическое (стрессовое) состояние.
Статистические данные показывают, что миграционный прирост (который в нормальных условиях складывается из примерно равных потоков въехавших и выехавших их страны) в последние годы в России получен за счет прекращения отъезда россиян в другие страны: "Примерно до 1995 года прибытие удерживалось в тех же границах, что и в 80-е годы, а потом стало резко сокращаться". Неблагоприятные же внутриполитические факторы (первая и вторая чеченские войны, дефолт 1998 г., ужесточение миграционного законодательства) сократили миграционный поток в Россию, по сравнению с 1994 г. в шесть раз.
Другой миф, которым, к сожалению руководствуются чиновники - миф об огромном количестве трудовых мигрантов. С легкой руки кремлевских чиновников, разрабатывавших закон о гражданстве (в т.ч. замглавы Администрации Президента Виктора Иванова) "были запущены цифры, достигающие 20 миллионов. Это даже не миф, а просто бред [выделено нами - ред. ]. Количество таких единовременных мигрантов, которые не являются постоянными жителями России, оценивается разными исследователями в пределах 3—4 миллионов человек, единовременно присутствующих на территории нашей страны. Вилка, как видите, небольшая. Точно, конечно, никто не знает, но эти цифры взяты не с потолка, это оценки на основе исследований".

Причем эта цифра включает в себя людей, которые стремятся стать гражданами России, но не могут этого сделать из-за сложности законодательства.

Между тем, демографические прогнозы для России неутешительны. Оптимистических нет вообще. Наименее пессимистический заключается в том, что к 2050 г. население России сократится вдвое. Поскольку, по мнению демографов, количество мигрантов, показанное последней переписью, то полумиллионная ежегодная миграционная квота, которая позволила бы зафиксировать численность жителей России на цифре 137 миллионов, недостаточна. Между тем, уже с 2007 г. количество трудоспособного населения России начнет сокращаться. Причем с 2010 г. этот процесс приобретет обвальный характер. Таким образом анализ демографической ситуации показывает, что во-первых, в ближайшей перспективе самым дефицитным ресурсом России станут люди, во-вторых, улучшится карьерная конъюнктура для квалифицированного трудоспособного населения, и в-третьих, Россия будет объективно вынуждена использовать иммигрантов.

Однако "представление, будто есть толпы людей в какой-то стране, которые спят и видят, чтобы оказаться в Россию, здесь жить и работать, захватить ее землю или еще бог знает что, —абсолютно ложное, из области мифов". В ближайшие годы за трудовые ресурсы развернется ожесточенная борьбы среди и экономически развитых стран и части стран, членов СНГ, например Украиной, Казахстаном. И наиболее "качественные" мигранты, разумеется, будут уезжать туда, где им будет комфортнее. Сократится приток мигрантов с Кавказа, уже практически иссякаяет миграционный поток из бывших союзных республик, граничащих с Европейским союзом. Мифологические представления о двух (а то и десяти) миллионах китайцев "заполонивших" Дальний Восток мешают эффективным экономическим отношениям с Китаем, а заодно, бьют и по простым россиянам: "Чего уж совсем не знают наши граждане, так это того, что количество россиян, ежегодно пересекающих границу с Китаем в 2 раза больше количества китайцев, пересекающих границу России. Если мы бьем по китайцам, то тут же бьем по россиянам. Китайцы, в отличие от нас, реагируют очень гибко — на другой день. Если мы что-либо предпринимаем, например, депортируем кого-то с Дальнего Востока, то будьте уверены, что назавтра поездом из Китая будет привезено в два раза больше наших граждан".

Даже если мы уже сейчас (чего не случится) изменим миграционное законодательство на более благоприятное, то сможем "закрыть" потребность в мигрантах за счет выходцев из Средней Азии. Однако обществу придется смириться с тем, что ему "не обойтись без других иммигрантов, более чуждых нам в культурном отношении, чем таджики и узбеки, с которыми нас объединяет общий советский культурный менталитет". И выбор у России небогат - Азия (в первую очередь, Китай) и Африка.

"Выбор не такой богатый. И надо этих иммигрантов, если мы хотим получать квалифицированную рабочую силу, учить здесь. И придумывать соответствующие законы. Учить на полном содержании. И чтобы потом они отработали это содержание, а не слиняли к себе домой или в другие страны: мы потратимся на образование, а они уедут - при нашей безалаберности это вполне может быть", - завершила свою лекцию Ж.Зайончковская.

В процессе обсуждения лекции были также высказаны следующие тезисы.

Россия должна перестать настаивать на некоей "особенности", исключительности в выборе пути развития и активнее использовать уже имеющийся и европейский, и советский опыт. Причем здесь возможны два решения - на уровне ассимиляции конкретного человека и на уровне взаимодействия с общинами (уже без ассимиляции, на принципах мультикультурализма).

Это, в свою очередь, предполагает серьезное (на уровне не разовых командировок, а многомесячных обучающих зарубежных стажировок) обучение соответствующих специалистов.

Надо быть готовым к тому, что процесс "притирки" с быстро растущими этническими общинами будет очень сложным и долгим, но нельзя допустить, чтобы он вышел на уровень постоянной агрессии и конфронтации.

Ссылки на данную статью [1]