Неправомерный антиэкстремизм в марте 2017 года

Мы публикуем обзор основных и наиболее показательных событий в сфере неправомерного применения антиэкстремистского законодательства в России в марте 2017 года.

Нормотворчество

22 марта 2017 года Минкомсвязи инициировало публичное обсуждение законопроекта, который бы предусматривал "уточнение определения правонарушений, связанных с публичным демонстрированием нацистской атрибутики", цитированием трудов лидеров Третьего Рейха и фашистской Италии. Центр "Сова" неоднократно указывал на то, что прописанный в российском законодательстве запрет на любую демонстрацию нацистской символики, независимо от контекста, абсурден. Однако прописать все необходимые исключения ведомству будет непросто, куда проще сделать пропаганду соответствующей идеологии обязательным условием для того, чтобы демонстрация символики могла рассматриваться как незаконная. Отметим также, что мы считаем недопустимым запрет на цитирование каких бы то ни было текстов: оценке должна подлежать не цитата, а общая направленность высказывания, включающего цитату.

 

3 марта 2017 года в Вене Специальный докладчик Организации Объединенных Наций (ООН) по вопросу о праве на свободу убеждений и их свободное выражение, Представитель Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по вопросам свободы средств массовой информации и спецпредставители других международных организаций приняли "Совместную декларацию о свободе выражения мнения, а также "фейковых" новостях, дезинформации и пропаганде". В декларации повторены известные тезисы о том, что свобода выражения распространяется и на "информацию и идеи, способные шокировать, оскорблять и внушать беспокойство", и что ограничения этой свободы должны быть не только законными, но и необходимыми и пропорциональными. В декларации говорится, что "в тех случаях, когда Интернет-посредники намерены принять меры по ограничению контента, генерируемого третьими сторонами (например, удаление или модерация комментариев), выходящие за рамки юридических требований, им следует разработать четкую, наперед заданную политику, регулирующую такие меры. Эта политика должна определяться объективно правомерными критериями, а не идеологическими или политическими целями и должна, по возможности, утверждаться по итогам консультаций с пользователями"; пользователи также должны быть обеспечены информацией о подобных мерах и иметь возможность оспаривать примененные к ним санкции. В документе также отмечено, что републикаторы контента и посредники не должны нести ответственность за контент третьих лиц, если они не вносят в него изменения, разве что посредники"отказываются выполнить отданное независимым, беспристрастным, авторитетным надзорным органом (например, судом) с соблюдением всех необходимых процессуальных гарантий указание о его удалении, при том что имеется техническая возможность выполнить это указание".



Уголовное преследование

В середине месяца к двум годам лишения свободы условно был приговорен преподаватель английского языка из Владивостока, который, играя в волейбол на расположенной на набережной спортивной площадке, "употребил словосочетания и фразеологические обороты", унижающие достоинство русских. Мы полагаем, что приговор преподавателю вынесен неправомерно. Поскольку его высказывания, очевидно, были слышны не многочисленным гуляющим по набережной, а только находившимся на спортивной площадке участникам перебранки, их не стоило считать публичными. Кроме того, унижение достоинства, с нашей точки зрения, должно быть выведено из состава ст. 282 УК, так как не представляет серьезной общественной опасности.

В те же дни в Москве рэпер Давид Нуриев ("Птаха") был приговорен по ч. 1 ст. 282 УК к штрафу в размере 200 тысяч рублей. Он был признан виновным в возбуждении ненависти либо вражды в отношении "группы лиц, объединенной по признаку "оказание помощи правоохранительным органам в розыске и задержании преступников", и являющихся представителями общественной организации «Антидилер»". Поводом для преследования послужила речь Птахи о движении "Антидилер", которую он произнес в сентябре 2015 года в клубе "16 тонн". Приговор Нуриеву за эту речь мы считаем неправомерным: в ней можно было обнаружить оскорбления в адрес активистов "Антидилера" и призыв к противоправным действиям – порче их имущества, но не призывы к насилию. Кроме того, мы полагаем, что лица, оказывающие помощь правоохранительным органам, не являются уязвимой социальной группой, требующей защиты в виде антиэкстремистского законодательства. Мы вообще убеждены в том, что неясное понятие "социальная группа", которое является источником для злоупотреблений, должно быть исключено из состава антиэкстремистских статей.

26 марта в Москве были задержаны 17 сотрудников Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального. Задержание произошло в офисе ФБК, откуда руководитель предвыборного штаба Навального Леонид Волков вел прямую трансляцию акции против борьбы с коррупцией. Правоохранительные органы заявили о возбуждении уголовного дела по ст. 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства), но кто станет фигурантом этого уголовного дела и будет ли дан ход расследованию, пока не ясно.

В конце марта Верховный суд РФ утвердил решение Приволжского окружного военного суда, который в декабре 2016 года неправомерно приговорил тюменского блогера, публициста Алексея Кунгурова к двум годам и шести месяцам лишения свободы в колонии-поселении за оправдание терроризма.

В конце марта в Уфе был вынесен приговор пятерым последователям турецкого богослова Саида Нурси. Бывшего корреспондента газеты "Киске Уфа" Азамата Абуталипова и бывшего руководителя отдела закупок правительства Башкортостана Айвара Хабибуллина обвинили в организации деятельности признанной экстремистской организации "Нурджулар" (ч. 1 ст. 282.2 УК), оба они получили по 4 года лишения свободы условно с запретом заниматься любой образовательной деятельностью сроком на 3 года. Владельца и директора языковой школы Шамиля Хуснитдинова и педагогов Тимура Мунасыпова и Айрата Ибрагимова обвиняли в участии в деятельности организации (ч. 2 ст. 282.2 УК). Суд приговорил двоих из них (кого именно, не сообщается) к 2 годам лишения свободы условно, а третьего – к 1 году и 10 месяцам лишения свободы условно. Всем троим образовательная деятельность была запрещена на 2 года. Мы считаем неправомерным как запрет книг турецкого богослова Саида Нурси, так и запрет объединения "Нурджулар", которого в России не существовало вовсе: есть только отдельные верующие, которые изучают наследие Нурси и сталкиваются с безосновательным преследованием.

В марте Северо-Кавказский окружной военный суд вынес два приговора по делу ячейки запрещенной исламской  религиозной партии "Хизб ут-Тахрир" в Дагестане. Мурад Валиев был приговорен к 5 годам лишения свободы в колонии строгого режима с ограничением свободы на срок 1 год 3 месяца по ч. 1 ст. 205.5 УК (организация деятельности террористической организации), а также ч. 1 ст. 30 и ст. 278 УК (приготовление к захвату власти). Валиев был признан виновным в причастности к деятельности религиозно-политической партии "Хизб ут-Тахрир", которая запрещена в РФ как террористическая. Гаджи Рамазанов был признан виновным по ч. 2 ст. 205.5 УК (участие в деятельности террористической организации) и приговорен к двум годам лишения свободы в колонии общего режима.

В начале месяца Верховный суд РФ рассмотрел апелляционную жалобу на приговор двум мусульманам из Башкирии – Ришату Гатауллину и Ринату Мамаеву, осужденным по ч. 2 ст. 205.5 УК за причастность к "Хизб ут-Тахрир". Приволжский окружной военный суд в декабре приговорил Мамаева и Гатауллина к 4,5 годам лишения свободы условно. Обвинение сочло вынесенный им приговор слишком мягким и обратилось в апелляционную инстанцию. Верховный суд ужесточил приговор: оба проведут по 4 года в колонии общего режима.

Напомним, мы считаем, что обвинение членов "Хизб ут-Тахрир" в пропаганде терроризма и подготовке к захвату власти только на основе партийной деятельности (проведения собраний, чтения литературы, и т.п.), как было во всех упомянутых случаях, и преследование их по антитеррористическим статьям неправомерно.

В середине марта сотрудники МВД, ФСБ и Управления Росгвардии провели обыски в 30 домах мусульман в различных населенных пунктах Татарстана. Из сообщения МВД стало известно о возбуждении 13 уголовных дел по ч. 1 и ч. 2 ст. 205.5 УК РФ и задержании 15 мусульман; затем суд санкционировал арест 10 из задержанных, еще один был отправлен под домашний арест на тот же срок.



Административное преследование

В марте нам стало известно о трех случаях наложения штрафа по ст. 20.29 КоАП (массовое распространение экстремистских материалов или их хранение с целью распространения) в связи с запрещенным лозунгом "Православие или смерть". В Чувашии оппозиционные активисты Дмитрий Семенов и Дмитрий Паньков были оштрафованы за репост информационных сообщений в которых рассказывалось о том, что их ранее преследовали за изображения с этим лозунгом. Житель Ухты был привлечен к ответственности за то, что разместил в открытом доступе на своей странице в соцсети "ВКонтакте" тот же лозунг с "изображением православной символики с черепами". Лозунг "Православие или смерть" был запрещен в 2010 году и исторически принадлежит одному из афонских монастырей и трактуется как противопоставление православия и духовной смерти. Но как бы его ни понимать, абсурдно наказывать за любое упоминание какого-либо запрещенного материала, а тем более лозунга.

За распространение неправомерно запрещенного мусульманского материала еще в феврале была оштрафована по ст. 20.29 КоАП жительница Кемерова, разместившая во "ВКонтакте" запрещенную в 2014 году в Дагестане видеозапись лекции Халида Ясина "Обязанности мусульманки", запрет которой, на наш взгляд, неправомерен, а соответственно, неправомерно и преследование за распространение видеозаписи лекции.

Отметим также, что в марте было возбуждено минимум два дела по ст. 16.3 КоАП (несоблюдение запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или РФ) – в Саратове и Минеральных водах – за ввоз в Россию мусульманской литературы, запрещенной без должных оснований.  В одном из этих случаев дело было возбуждено и по ст. 16.2 КоАП (недекларирование либо недостоверное декларирование товаров). Речь шла о попытке ввоза книг "На пути к Корану" Эльмира Кулиева, "Основы веры в свете Корана и Сунны", а также "Жизнь пророка, да благословит его Аллах, и да приветствует" Сафи ар-Рахмана аль-Мубаракфури.

За распространение религиозной литературы правоохранительные органы в последние месяцы активно преследовали Свидетелей Иеговы. В марте мы узнали о нескольких подобных случаях. В Геленджике местная организация Свидетелей Иеговы была оштрафована на 100 тысяч рублей за то, что, по данным прокуратуры, в занимаемых ею помещениях хранились признанные экстремистскими книги и брошюры, в том числе в электронном виде, а также были обнаружены карты районов Геленджика с отметками о доставке литературы, бланки отчетов о распространении литературы и о проповедническом служении. В Туле общину оштрафовали на 120 тысяч рублей, а ее главу – на 3 тысячи рублей, после того, как в Зале Царства были обнаружены две запрещенные брошюры, которые, как утверждают верующие, были им подброшены. Та же история произошла в Петропавловске-Камчатском: после того, как в богослужебном помещении были обнаружены три компакт-диска с признанной экстремистской книгой (по версии членов общины – подброшенных), местная религиозная организация была оштрафована на 200 тысяч рублей. Смоленской общине придется выплатить штраф в 100 тысяч рублей из-за того, что в Зале царства и доме, где проживали члены общины, нашли запрещенные материалы в печатном и электронном виде, в том числе на личных компьютерах верующих. Зато в Воронеже областной суд отменил постановление районного о приостановлении деятельности местной религиозной организации Свидетелей Иеговы на 45 суток за хранение запрещенных брошюр с целью массового распространения. Верующие утверждали, что эту литературу им подбросили. Областной суд счел показания свидетелей обвинения противоречивыми, а событие правонарушения недоказанным.

Напомним, мы считаем, что запреты литературы Свидетелей Иеговы как экстремистской и преследования верующих за ее распространение неправомерны. Но помимо этого нельзя не отметить, что хранение двух-трех экземпляров каких-то материалов не должно рассматриваться как направленное на их "массовое распространение", как то сказано в КоАП.

В Сочи и Ульяновске по ст. 20.3 КоАП (публичное демонстрирование нацистской символики) были оштрафованы торговцы антиквариатом. Житель Сочи разместил в интернете объявление о продаже денежных банкнот – карбованцев Рейхскомиссариата Украина, выпущенных оккупационными германскими властями в марте 1942 года с гербом Третьего рейха, содержащим свастику. Житель Ульяновска был наказан за то, что разместил на сайте Avito объявление о продаже медалей и орденов с нацистской символикой. Мы считаем, что ст. 20.3 КоАП к антикварам применять не следует, поскольку их действия не направлены на пропаганду нацистской символики.

Кроме того, по той же статье была оштрафована жительница Ульяновска, которая сохранила на странице в соцсети "ВКонтакте" фотографии актеров некоего зарубежного фильма, на которых присутствовала свастика. Мы не знаем, о какой кинокартине шла речь,  но с учетом содержания профиля жительницы в соцсетях, сомневаемся в том, что публикация этих материалов делалась в целях пропаганды нацистской идеологии.

В Краснодаре суд арестовал на 10 суток по с. 20.3 КоАП националиста, члена ПАРНАСа, Алексея Мандригелю. По словам Мандригели, в вину ему вменили публикацию коллажа с Владимиром Путиным на фоне свастики. Если эта информация верна, мы считаем его преследование неправомерным. Распространение подобных изображений не может быть истолковано как осуществленное в целях неонацистской пропаганды, такие публикации являются лишь средством политической полемики.



Запрет организаций и материалов за экстремизм

15 марта 2017 года Министерство юстиции РФ обратилось в Верховный суд РФ с иском о ликвидации Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России и запрете деятельности религиозной организации, а заодно и 395 ее подразделений, то есть местных общин, за экстремизм, и об обращении их имущества в пользу государства. Тогда же министерством было издано распоряжение о приостановлении деятельности Управленческого центра и входящих в его структуру местных религиозных организаций до рассмотрения иска. Иск последовал за проверкой организации, завершившейся 27 февраля 2017 года. В отчете Минюста по результатам проверки говорится о том, что, несмотря на предупреждение о недопустимости экстремистской деятельности, вынесенное организации Генпрокуратурой 2 марта 2016 года,  структурные подразделения организации по-прежнему вовлечены в экстремистскую деятельность, нарушающую права и свободы человека и причиняющую вред гражданам, общественному порядку и безопасности. С нашей точки зрения, ликвидация организаций Свидетелей Иеговы за экстремизм (в 2016 году было запрещено пять местных общин в разных городах) не имеет законных оснований и является ярким проявлением религиозной дискриминации. В случае запрета головной организации Свидетелей Иеговы в России каждый из более ста тысяч верующих окажется под угрозой уголовного преследования за веру.

 

В конце марта Свидетели Иеговы обратились в Верховный суд со встречным иском против Минюста. Управленческий центр Свидетелей Иеговы потребовал от ВС признать действия Минюста против Свидетелей Иеговы политическими репрессиями и отказать в удовлетворении иска о ликвидации религиозной организации. Как указал Управленческий центр, "к репрессиям относятся политически мотивированные действия органов власти по ограничению прав и свобод граждан, признаваемых опасными для государства, в том числе, по религиозному признаку", а действия Минюста в данном случае как раз ограничивают права граждан "по признаку исповедания вероучения Свидетелей Иеговы", нарушая ряд статей Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Управленческий центр также обжаловал распоряжение Минюста о приостановлении деятельности всех 396 зарегистрированных в России организаций Свидетелей Иеговы. Кроме того, 395 местных общин, которые Минюст указал в своем иске как структурные подразделения Управленческого центра, обратились в Верховный суд с требованием признать их соответчиками по делу, чтобы каждая из них могла реализовать свое право на справедливое судебное разбирательство. 

В середине месяца стало известно, что прокуратура Татарстана обратилась в городской суд Набережных Челнов с заявлением о запрете деятельности Набережночелнинского отделения "Татарского общественного центра" (НЧО ТОЦ) как экстремистской организации. В исковом заявлении прокуратуры говорится, что активисты НЧО ТОЦ "способствуют радикализации населения республики" и "активно призывают к независимости Республики Татарстан от Российской Федерации". В качестве обоснования были приведены случаи уголовного преследования бывшего лидера НЧО ТОЦ Рафиса Кашапова и активистов организации, а также привлечения активистов к административной ответственности за проведение несогласованных с властями митингов. Нам неизвестны все случаи преследования активистов набережночелнинской татарской националистической организации, однако мы хотели бы отметить, что считаем приговор, вынесенный ее председателю Рафису Кашапову за призывы к сепаратизму, неправомерным. Неправомерен, с нашей точки зрения, и ряд положений российского закона о митингах, чрезмерно ограничивающий право на свободу собраний. 

 

В начале марта Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга удовлетворил иск городской прокуратуры, который был подан в связи с обращением депутата Госдумы Вадима Деньгина, и признал экстремистскими три изображения, размещенные на ряде интернет-страниц, а также страницы пяти атеистических сообществ в соцсети "ВКонтакте": "Плохой Парень Иисус ™", "Плохой Парень Иисус v2.0", "ТВОРЦУХА", "Иисус Христос" и "Сын Божий". Эти страницы содержат разнородные сатирические материалы атеистической направленности, абсолютное большинство которых не представляет собой никакой общественной опасности. В основном они направлены на критику религии и РПЦ, но не возбуждают ненависть в отношении верующих, хотя и могут быть им неприятны. С нашей точки зрения, правоохранительные органы в данном случае могли лишь добиваться от администрации "ВКонтакте" блокировки отдельных изображений или постов в этих сообществах, а полный их запрет неправомерен.

В конце марта Меджлис крымскотатарского народа обратился в Европейский суд по правам человека с жалобой на решение о его запрете как экстремистской организации.