Неправомерный антиэкстремизм в январе 2014 года

Мы публикуем обзор основных и наиболее показательных событий в сфере неправомерного применения антиэкстремистского законодательства в России в январе 2014 года.

Нормотворчество

В январе российские власти, очевидно, под впечатлением от событий на Украине, активно утверждали уже предложенные меры борьбы с разного рода радикализмом и предлагали новые идеи и средства.

В январе Госдума и Совет Федерации утвердили законопроект "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации (в части усиления ответственности за экстремистскую деятельность)". Законопроект предусматривает ужесточение наказаний по ст.ст. 280 (призывы к экстремистской деятельности), 282 (возбуждение ненависти и вражды), 282.1 (участие в экстремистском сообществе) и 282.2 (продолжение деятельности организации, запрещенной за экстремизм) УК. По всем статьям повышаются размеры штрафов и сроки принудительных работ, по трем из них, кроме ст. 282, – и верхние пороги лишения свободы. В настоящее время преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 280, ч. 2 ст. 282.1 и статьей 282.2 УК,  относятся к преступлениям небольшой тяжести. Изменения, вводимые предлагаемым законопроектом, переводят их в категорию тяжких преступлений и преступлений средней тяжести – с соответствующими процессуальными последствиями. Главный порок законопроекта - именно повышение верхнего порога срока лишения свободы. Делать это ради "сигнала обществу" о необходимости противодействия экстремизму или удобства следствия не кажется нам оправданной мерой.

Депутаты Алексей Журавлев (фракция "Единая Россия", председатель партии "Родина") и Сергей Жигарев (фракция ЛДПР) представили в Госдуме законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу уточнения признаков экстремистской деятельности". Он предполагает целый ряд изменений, из которых наиболее существенных - третье. Первое  – изменение определения экстремистской деятельности: оно сводится к перечню определенных уголовно-наказуемых действий. Второе - изменение основной формулировки ст. 282: "действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства" планируется заменить на "пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности, а также действия, в том числе высказывания, обосновывающие или утверждающие необходимость совершения преступлений". Третье - предлагается криминализовать нынешние административные нарушения -  пропаганду и публичное демонстрирование нацистской или экстремистской атрибутики и символики (ст. 282.3 в проекте) и распространение экстремистских материалов (ст. 282.4 в проекте).Хотя идея свести понятие «экстремизм» только к уголовно-наказуемым деяниям представляется вполне разумной, в целом мы не можем одобрить этот законопроект; подробно наша позиция изложена здесь.

Правительство подготовило и внесло в Госдуму законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам символики некоммерческих организаций". Он, среди прочего, несколько расширяет нынешнее понятие экстремистской символики - вместо  "официально зарегистрированной символики" запрещенной экстремистской организации – "символика, описание которой содержится в учредительных документах" такой организации. Должен быть также создан реестрэкстремистской символики. Эти меры в отношении символики представляются нам столь же непрактичными, как и нынешние, хотя бы потому, что у организаций, имеющих реальный шанс быть запрещенными в связи экстремистской деятельностью, скорее всего, может не оказаться уставных документов, и таким образом их символика в список не попадет.

В начале месяца был опубликован проект постановления правительства «О внесении изменений в государственную программу "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы"». В частности, проект предусматривает включение портфолио ученика  информации о его предположительно "экстремистских" взглядах. При этом предполагается, что портфолио должно будет учитываться при поступлении в вуз наравне с результатами ЕГЭ. Мы опасаемся, что поскольку понятие "экстремизм" в российском законодательстве слишком неопределенно, педагогический надзор в этой области, сам по себе действительно необходимый, будет приводить к нарушению прав человека.

Между тем, Госдуме приходится порой смягчать необдуманные и чересчур суровые антиэкстремистские меры. В последние дни декабря 2013 года был подписан федеральный закон N 403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" и Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"». Среди прочего, были несколько смягчены поправки, в июне 2013 года дополнившие закон об отмывании доходов и финансировании терроризма. Напомним, согласно федеральному закону N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям" от 28 июня 2013 года банкам было вменено в обязанность блокировать все счета и операции всех включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, – так называемый список Росфинмониторинга, а также - даже не включенных в этот список, но подозреваемых в причастности к терроризму. Правда, предполагается возможность в судебном порядке обжаловать решение о включении в список Росфинмониторинга. Следует пояснить, что в списке Росфинмониторинга значатся не только осужденные за соответствующие преступления лица, но также и обвиняемые, и подозреваемые.

В новом федеральном законе N 403-ФЗ оговаривается право для физических лиц, включенных в список Росфинмониторинга, "в целях обеспечения своей жизнедеятельности, а также жизнедеятельности совместно проживающих с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода" осуществлять операции для получения и расходования заработной платы (в размере, не превышающем 10 тысяч рублей в месяц на каждого члена семьи), пенсии, стипендии, пособия и др., а также для уплаты налогов, штрафов и т.п. У граждан также появилась возможность подавать заявку на осуществление операций с суммами, превышающими 10 тысяч рублей, Росфинмониторинг выносит решение разрешить или запретить такую операцию в течение пяти дней.

Депутаты также продолжают искать новые средства борьбы с терроризмом. В середине месяца группа депутатов, представляющих все четыре фракции (Ирина Яровая и Шамсаил Саралиев ("Единая Россия"), Олег Денисенко (КПРФ), Андрей Луговой и Игорь Лебедев (ЛДПР), Леонид Левин ("Справедливая Россия")) внесла в Госдуму пакет новых законопроектов, направленных, по словам депутатов, на борьбу с терроризмом. Пакет состоит из трех законопроектов. Первый из них в очередной раз ужесточает наказание за террористическую деятельность и связанные с ней преступления. В частности, за совершение терактов и финансирование терроризма максимальный срок заключения повышается вплоть до пожизненного, а минимальный составляет 15 лет. Согласно законопроекту, по всем антитеррористическим статьям УК, включая ст. 205.2 (пропаганда или публичное оправдание терроризма) и ст. 278 (насильственный захват власти или насильственное удержание власти, в котором сейчас неправомерно обвиняют последователей религиозно-политической партии "Хизб ут-Тахрир") наказание не должно составлять меньше предусмотренного соответствующей статьей минимума и не может быть смягчено. Подробнее об этом законопроекте см. здесь.

Уголовное преследование

В январе появились сведения об очередных преследованиях мусульманских религиозных и религиозно-политических активистов.

В Красноярске в рамках дела, возбужденного по чч. 1 и 2 ст. 282.2 УК (организация деятельности экстремистской организации и участие в таковой) был задержан Андрей Дедков. Его подозревают в вербовке граждан для участия в запрещенном религиозном объединении "Нурджулар" и распространении запрещенных книг. Дедков ранее подвергался преследованию по той же статье, но в 2012 году дело против него и еще троих верующих было прекращено за истечением срока давности. Напомним, никакого объединения "Нурджулар" на территории России никогда не существовало, экстремистской была признана организация-фантом. В России живут мусульмане, изучающие безосновательно запрещенные книги турецкого суфийского богослова Саида Нурси и сталкивающиеся с неправомерным преследованием со стороны правоохранительных органов. При этом мусульмане из Красноярска активно и последовательно оспаривают запреты на книги турецкого богослова.

В Набережных Челнах известную участницу татарского националистического движения Фаузию Байрамову обвиняют в возбуждении религиозной и межнациональной вражды по ч. 1 ст. 282 УК за очередное заявление ее организации Милли Меджлис (национальный парламент) татарского народа. Байрамову обвиняют в распространении в одной из социальной сетей составленного ей заявления Милли Меджлиса с призывом к бойкоту Универсиады и акциям протеста против преследований мусульман в Татарстане. С нашей точки зрения, никаких подстрекательских лозунгов в отношении представителей другой национальности или религии в этом тексте нет. Воззвание содержит резкую критику властей и высшего духовенства Татарстана, а также российских спецслужб, которые Байрамова обвиняет в покушении на муфтия Ильдуса Фаизова и убийстве его заместителя Валиуллы Якупова с целью оправдать новые преследования мусульман. Все это определенно не образует состава ст. 282 УК, хотя и вызывает недовольство правоохранительных органов. Напомним, в  2010 году Байрамова была приговорена по той же статье к году лишения свободы условно за заявления Милли Меджлиса о признании государственного суверенитета Татарстана.

В январе в Татарстане было предъявлено обвинение по делу о состоявшемся осенью 2013 года пикете против запрета перевода Корана Эльмира Кулиева (позднее отмененного) и об автопробегах с флагами "Хизб ут-Тахрир" в 2012 году. Ильдару Шайхутдинову (он был уже трижды судим за причастность к деятельности "Хизб ут-Тахрир"), Ильмиру Имаеву, Азату Хасанову и Ленару Галямову предъявлены обвинения по ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды) и 282.2 УК РФ (организация деятельности экстремистской организации и участие в ней). С нашей точки зрения, в действиях обвиняемых не было признаков возбуждения ненависти.

В один из судов Москвы также было передано дело об участии в "Хизб ут-Тахрир". Четыре человека -  Азизбек Инамов, Закриллохон Рахмонходжаев, Сайпулла Курбанов и некто Бабоев – обвиняются в организации деятельности "Хизб ут-Тахрир" по ч. 1. ст. 282.2, но также и в подготовке к насильственному захвату власти по ч. 1 ст. 30 и ст. 278 УК. Несколько человек, проходящие по тому же делу, ранее были осуждены по ч. 2 ст. 282.2 УК и приговорены к штрафу. Напомним, мы считаем неправомерной практику преследования сторонников "Хизб ут-Тахрир" по обвинению в подготовке насильственного захвата власти, когда эти обвинения выдвигаются лишь на основании их партийной активности.

Тобольский городской суд в январе прекратил дело по ч. 1 ст. 282 УК (возбуждение ненависти и вражды) и ч. 1 ст. 239 УК (создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью) в отношении руководителя тобольских Свидетелей Иеговы Ильнура Аширмаметова в связи с истечением давности. Напомним, Аширмаметова обвиняли в том, что он печатал и распространял литературу Свидетелей и вел проповедническую работу. Мы считаем преследование Свидетелей Иеговы за экстремизм неправомерным и воспринимаем его как религиозную дискриминацию.

Административное преследование

В январе нам стало известно о двух случаях, в Перми и в городе Муравленко (ЯНАО), когда суды неправомерно штрафовали граждан по ст. 20.29 КоАП (производство и распространение экстремистских материалов) за распространение безосновательно запрещенных мусульманских материалов. В Муравленко оштрафован был имам-хатыб городской мечети.

Гражданское судопроизводство

Курганский городской суд в январе признал экстремистскими еще четыре брошюры Свидетелей Иеговы - "Как достичь счастья в жизни", "На что можно надеяться людям?", "Как развить близкие отношения с Богом" и "Что нужно знать о Боге и его смысле". Как заявляет Генпрокуратура, согласно выводам лингвистической экспертизы, «в текстах указанных изданий содержится пропаганда превосходства вероучения "Свидетелей Иеговы" и ложности прочих вероучений и церквей"», авторы возбуждают ненависть «по отношению к религиозным деятелям и людям, не являющимся "свидетелями Иеговы"». Можно лишь повторить, что пропаганду превосходства одной религии над другими нельзя считать признаком экстремизма, поскольку это противоречит как законодательству, так и здравому смыслу.

Между тем, Тверской областной суд отменил решение Центрального районного суда Твери от 7 августа 2013 года о признании экстремистским официального сайта Свидетелей Иеговы jw.org. Напомним, поводом для иска прокуратуры Тверской области стало то, что на сайте были размещены тексты запрещенных брошюр Свидетелей Иеговы - "Чему на самом деле учит Библия?", "Приближайся к Иегове", "Приходи и следуй за мной" и других.

Иные государственные и общественные действия

В середине января стало известно, что Федеральная служба охраны (ФСО) начинает ежедневный мониторинг публикаций в российских блогах и социальных сетях, призванный выявить нелояльных власти граждан и создать базу оппозиционных публикаций. Умножение систем мониторинга интернета, относящихся к различным ведомствам ,вызывает у нас тревогу: велика вероятность бюрократического соревнования по количеству выявленных случаев, что неизбежно приведет к неправомерным преследованиям.

В конце месяца информационное агентство "URA.Ru" опубликовало материал о попытках устроиться на работу молодого рабочего из Екатеринбурга, который никогда не был судим по уголовным статьям, но участвовал в местных протестных акциях. На некоторых предприятиях ему отказывают, прямо ссылаясь на то, что его фамилия значится в "списке" или "базе экстремистов", и он не проходит "проверку на безопасность", на других ищут иных предлогов. Такая ситуация длится уже в течение полугода. Официально правоохранительные органы отрицают факт наличия "базы экстремистов".