Неправомерный антиэкстремизм в мае 2013 года

Мы публикуем обзор основных и наиболее показательных событий в сфере неправомерного применения антиэкстремистского законодательства в России в мае 2013 года.

Нормотворчество

21 мая Госдума приняла во втором чтении законопроект о защите чувств верующих. Ко второму чтению в текст проекта закона были внесены поправки. Вместо введения новой уголовной статьи был расширен состав ст. 148 УК. Теперь она должна предусматривать также и ответственность за публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих. Проголосовав за законопроект, депутаты не учли ни требования общественности, в частности, Совета по правам человека при Президенте РФ, ни рекомендации Правового управления Госдумы. С нашей точкой зрения относительно новой версии законопроекта можно ознакомиться здесь.

24 мая Госдума во втором и третьем чтениях исключила из законопроекта "О внесении изменений в статьи 4 и 24 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" (в части наделения религиозных организаций правом установления требований к служителям, религиозному персоналу и работникам религиозных организаций, а также к кандидатам на указанные должности)" предложенные антиэкстремистские поправки. Согласно принятому варианту "религиозные организации вправе устанавливать в соответствии со своими внутренними установлениями условия деятельности священнослужителей и религиозного персонала, а также требования к ним, в том числе, в части религиозного образования". Таким образом, контроль над требованиями к религиозному образованию служителей не будет передан в ведение государства, как предполагалось изначально. В конце месяца Совет Федерации одобрил законопроект.

Тремя днями раньше Госдума приняла в первом чтении проект закона «О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"».  Статью предлагается дополнить пунктом 3, в котором речь идет о запрете становиться учредителем, участником или членом религиозной организации иностранцам или лицам без гражданства, "в отношении которых в установленном законодательством РФ порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в РФ", лицам, чья деятельность признана судом экстремистской, либо подпадающим под закон о противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Но в свете редактирования вышеупомянутого законопроекта и общей неясности с терминами "членство" и "участие" применительно к религиозным организациям можно ожидать, что этот законопроект тоже будет пересмотрен.

В начале мая стало известно, что Минюст подготовил поправки к Федеральному закону "О противодействии экстремистской деятельности", предполагающие создание списка символики экстремистских организаций по аналогии с Федеральными списками экстремистских материалов и экстремистских организаций. С точки зрения министерства, список запрещенной символики облегчит работу судов и ограничит возможность произвольных толкований. Предполагается, что список будет вести сам Минюст, либо сайты региональных регистрационных палат. Отметим, что непрактичность Федерального списка экстремистских материалов вызывает сомнения в целесообразности создания еще одного подобного документа. Кроме того, экстремистской считается лишь официально зарегистрированная символика запрещенных организаций. Но очевидно, что организации, которым грозит запрет, вряд ли станут регистрировать свою символику.

В конце месяца стало известно, что Министерство связи и массовых коммуникаций разработало законопроект о внесении поправок в закон о СМИ. Законопроект предусматривает введение запрета на учреждение СМИ для лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности за преступления против общественной безопасности, а также основ конституционного строя и безопасности государства. Запрет коснется, в частности, осужденных по антиэкстремистским статьям и за хулиганство. Согласно действующему законодательству, учреждение СМИ запрещено только несовершеннолетним, заключенным и душевнобольным гражданам, признанным судом недееспособными. С нашей точки зрения, в случае принятия законопроект явится неоправданным ограничением права на свободу слова для широкой категории осужденных.

В те же дни появились сведения о том, что Минюстом подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации", предусматривающий ужесточение наказания по антиэкстремистским статьям УК (280, 282, 282.1 и 282.2). Законопроект разработан по поручению президента "в целях нейтрализации угроз национальной безопасности, связанных с деструктивной деятельностью религиозных организаций на территории Российской Федерации". Согласно законопроекту увеличиваются размеры штрафов и сроков лишения свободы, исправительных и обязательных работ, предусмотренных указанными статьями УК. Комиссия правительства по законопроектной деятельности законопроект одобрила. Теперь он должен быть рассмотрен на заседании правительства. Мы считаем всеобъемлющее ужесточение санкций по антиэкстремистским статьям неоправданной мерой. Запугивание не является эффективным методом борьбы с радикальными, в том числе – религиозными, группировками, а практика обвинительных заключений по этим статьям УК не показывает, что прокуратура ощущает нехватку более жестких санкций.

Уголовное преследование

В начале мая Центральный районный суд Комсомольска-на-Амуре вынес приговор активистам "Другой России" Антону Лукину и Светлане Кузнецовой. Они признаны виновными по  п. "а" ч. 2 ст. 282 УК (действия, направленные на возбуждение ненависти и вражды, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения), ч. 1 ст. 280 УК (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности) и ч. 3 ст. 212 УК (призывы к массовым беспорядкам) и приговорены к трем и полутора годам лишения свободы условно соответственно. Лукину и Кузнецовой инкриминировали распространение листовки "Победа будет за нами!", "Гагарин. Итоги. 50 лет" и газеты "Высшая мера" во время митинга в июне 2011 года в Комсомольске-на-Амуре. Защита намерена обжаловать приговор. Мы не располагаем всей информацией по делу, однако фрагменты вменявшихся материалов, известные из экспертного заключения, положенного в основу обвинения, с нашей точки зрения, не могут быть расценены ни как призывы к экстремистской деятельности, ни как высказывания, разжигающие ненависть.

Архангельский областной суд во второй половине мая отказал в удовлетворении апелляционной жалобы на приговор президенту ассоциации поморов Архангельской области Ивану Мосееву по ч. 1 ст. 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства). Напомним, Мосеев был признан виновным и приговорен к штрафу в 100 тысяч рублей. Таким образом, приговор вступил в законную силу. Мосеева обвиняли в том, что он оставил на сайте информационного агентства "Эхо Севера" комментарий под ником "Поморы", оскорбляющий этнических русских. С нашей точки зрения, высказывание, оставленное на сайте "Эха Севера", послужившее поводом для возбуждения уголовного дела, можно отнести к языку вражды, однако оно ни в коей мере не дает оснований для уголовного преследования.

В конце месяца президиум Московского городского суда отказал в удовлетворении очередной надзорной жалобы адвокатов осужденных участниц группы Pussy Riot. Суд не согласился с доводами адвокатов о том, что решения по делу "вынесены с существенными нарушениями уголовного и уголовно-процессуального закона, повлиявшими на исход дела", и не увидел в деле политической окраски.

В конце мая мировой суд Октябрьского района Новосибирска приговорил имамов Духовного управления мусульман азиатской части России Ильхома Меражова и Камиля Одилова по ч. 1 ст. 282.2 УК (организация деятельности экстремистской организации) к году лишения свободы условно. Меражов заявил о намерении обжаловать приговор во всех инстанциях вплоть до ЕСПЧ. Напомним, Меражова и Одилова обвиняли в том, что они организовали в Новосибирске деятельность религиозного объединения "Нурджулар", зная, что она запрещена как экстремистская. Единственным поводом для преследования Меражова и Одилова явился тот факт, что они изучали книги турецкого богослова Саида Нурси, часть трудов которого в России запрещена. Мы считаем неправомерным как запрет книг Нурси, так и запрет объединения "Нурджулар", которого в России не существовало вовсе, есть лишь отдельные верующие, изучающие наследие Нурси и не замеченные ни в какой экстремистской деятельности.

Между тем, в мае преследование за чтение Нурси развернулось с особым размахом. В Пермском крае было возбуждено уголовное дело по ст. 282.2 УК (организация и участие в деятельности экстремистской организации) в отношении семи человек, в числе которых гражданин Турции и три гражданина Азербайджана. Четверо иностранцев и один гражданин России были арестованы, еще двое российских граждан были отпущены под подписку о невыезде. У задержанных, как утверждают правоохранительные органы, было изъято, в частности, около 5 тысяч книг и брошюр, а также компьютеры и информационные носители. Поступали сообщения о задержании и обысках нескольких последователей Саида Нурси в Анапе, Ростове-на-Дону и Санкт-Петербурге (точное число неизвестно). При обысках у них было якобы изъято более 1200 книг и брошюр и информационные носители.

Во второй половине месяца в Таганрогском городском суде состоялись предварительные слушания по делу 16 Свидетелей Иеговы, обвиняющихся по частям 1 и 2 ст. 282.2 УК РФ (организация деятельности экстремистской организации и участие в таковой) и ч. 4 ст. 150 УК РФ (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления). Преступление, по версии следствия, заключалось в том, что обвиняемые, "заведомо зная" о запрете и ликвидации таганрогской общины Свидетелей Иеговы, как экстремистской продолжили ее работу. Обвиняемым инкриминируются многочисленные деяния, большая часть которых никак не может быть отнесена к "экстремизму" (например, отказ от переливания крови или от службы в вооруженных силах). Обвинение же по ст. 282.2 УК сводится к участию в собраниях религиозной группы и использованию религиозных текстов. Экспертиза по делу проведена с нарушениями, поскольку эксперт вместо религиоведческих давал правовые оценки, на что не имел права. Кроме того (редчайший в современной правоприменительной практики случай), всем шестнадцати обвинение предъявлено с учетом отягчающего обстоятельства по п. "е" ч. 1 ст. 63 УК, то есть совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. При этом сам мотив религиозной ненависти или вражды в документе никак не доказывается.

Административное преследование

В мае нам стало известно о трех случаях неправомерного штрафа по ст. 20.29 КоАП: жительница Тюмени была оштрафована за распространение на остановке общественного транспорта запрещенной литературы Свидетелей Иеговы; член Духовного управления мусульман Северной Осетии, сын муфтия Северной Осетии был наказан за попытку в рамках программы поддержки заключенных передать осужденному диск с неправомерно запрещенным фильмом "Чудеса Корана"; библиотекарь из Иваново пострадала из-за того, что в фонде библиотеки была обнаружена в свободном доступе запрещенная брошюра "Что такое саентология?" (по закону о библиотечном деле читатели должны иметь доступ ко всем книгам фондов).

В мае Верховный суд Республики Алтай и Октябрьский районный суд Пензы вынесли диаметрально противоположные решения по делам по ст. 20.3 КоАП. В обоих случаях речь шла о демонстрации нацистской символики без пропагандистских целей. Но Верховный суд Республики Алтай подтвердил обвинительный приговор блоггеру Сергею Решетневу, разместившему на своей странице в сети "ВКонтакте" ряд фотографий с изображениями Адольфа Гитлера и нацистской символики с целью сравнить стиль руководства мэра Горно-Алтайска с гитлеровским. А Октябрьский районный суд Пензы прекратил производство по ст. 20.3 КоАП (пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики) в отношении активиста КПРФ Павла Барабанщикова, разместившего у себя "ВКонтакте" два демотиватора со свастикой, осуждающие нацизм. Суд мотивировал свое решение тем, что публичное демонстрирование нацистской атрибутики либо символики само по себе не образует состава правонарушения по ст. 20.3, оно в обязательном порядке должно сопровождаться пропагандой, чего в данном случае не было.

Иные государственные действия

В середине мая Роскомнадзор вынес повторное предупреждение редакции сайта Грани.ру за нарушение ст. 4 Закона РФ "О средствах массовой информации". Ведомство требует удалить за "возбуждение религиозной розни" фотографию, иллюстрирующую статью от 23 апреля об аналогичном предупреждении, вынесенном изданию ранее. Роскомнадзор волнуют фотографии футболки с "иконой" Pussy Riot новосибирского художника Артема Лоскутова. С нашей точки зрения, оба предупреждения вынесены неправомерно, поскольку изображение на футболках (стилизованное под икону) не содержат признаков возбуждения религиозной ненависти, то есть ненависти к православию или его последователям. Редакция отказывается удалить фото с сайта, что может привести к закрытию издания "Грани" намерены обжаловать действия Роскомнадзора в суде.

Прокуратурой Железнодорожного района Ростова-на-Дону вынесено предостережение о недопустимости нарушений законодательства о противодействии экстремистской деятельности в адрес двух последователей китайской духовной практики "Фалунь Дафа". Поводом послужило использование ими на групповых занятиях запрещенной книги "Чжуань Фалунь". Напомним, несколько материалов "Фалунь Дафа" были признаны экстремистскими в 2011 году, жалоба на это решение подана в ЕСПЧ. Мы неоднократно заявляли, что считаем преследование "Фалунь Дафа" необоснованным и неправомерным.