Неправомерный антиэкстремизм в марте 2012 года

Мы публикуем обзор основных и наиболее показательных событий в сфере неправомерного применения в России антиэкстремистского законодательства в марте 2012 года. 

Нормотворчество

21 марта 2012 года проект федерального закона "О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и статьи 331 и 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации" прошел второе чтение в Госдуме, а 28 марта он был одобрен Советом Федерации. Напомним, законопроект предусматривает запрет на работу с несовершеннолетними для совершивших преступления, предусмотренные в гл. 29 УК РФ (Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, ст. 275-284). Сама по себе эта мера лежит в русле сложившейся практики по отношению к привлекавшимся к уголовной ответственности. Но, поскольку по статьям УК, входящим в возможную сферу применения будущего закона, зачастую выносят неправомерные приговоры, мы опасаемся, что жертвы неправомерного применения антиэкстремистского законодательства могут столкнуться с еще большим поражением в правах.

Уголовное преследование

В начале марта прокуратура Москвы возбудила уголовное дело по ч. 3 ст. 212 УК РФ (призывы к массовым беспорядкам) против журналиста и общественного активиста Аркадия Бабченко. Дело было заведено по обращению руководителя православного корпуса движения "Наши", члена Общественной палаты Бориса Якеменко. Поводом для возбуждения дела послужила запись, которую сделал Бабченко в своем блоге в феврале за несколько дней до очередного митинга "За честные выборы". С нашей точки зрения, Бабченко в своем тексте не призывает ни к каким действиям, которые могут быть названы массовыми беспорядками в смысле ст. 212 УК, а гипотетическое сопротивление полиции рассматривает как смехотворный сценарий.

В конце марта стало известно, что в Южно-Сахалинске в отношении местного жителя было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение достоинства человека по признаку принадлежности к социальной группе). Его подозревают в том, что летом 2011 года он разместил на своей странице в сети "ВКонтакте" статью, призывающую к враждебным действиям в отношении сотрудников полиции. Опять полиция рассматривается как подпадающая по защиту антиэкстремистского законодательства "социальная группа".

Дальнейшее развитие получило в марте громкое дело панк-группы Pussy Riot, возбужденное по факту акции в храме Христа Спасителя. Три девушки, которых подозревают в участии в панк-молебне - Надежда Толоконникова, Мария Алехина и Екатерина Самуцевич - были арестованы до 24 апреля, им было предъявлено обвинение по ч. 2 ст. 213 УК РФ (хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному сговору).  Несомненно, по смыслу ст. 213 УК, при этом подразумевается некий мотив ненависти, так как оружия Pussy Riot не использовали, но ненависти к какой именно группе - не уточняется.

В конце марта в суд было передано дело по ч. 1 и ч. 2 ст. 282.2 (организация и участие в деятельности запрещенной организации) УК РФ против 12 активистов "Другой России" в Санкт-Петербурге. Им вменяют в вину участие в деятельности запрещенной Национал-большевистской партии.

В Челябинском областном суде начался процесс по делу о погроме на рок-фестивале "Торнадо" в августе 2010 года в Миассе Челябинской области.  Перед судом предстало 13 человек, троих из которых обвиняют по ч. 1 ст. 212 (организация массовых беспорядков) и пп. "а" и "в" ч. 2 ст. 282 УК РФ (действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, с применением насилия, организованной группой). Мы считаем, что погромщикам неправомерно вменяют в вину возбуждение ненависти в отношении любителей рок-музыки, которых едва ли можно считать отдельной социальной группой, требующей защиты согласно антиэкстремистскому законодательству.

​В Нижнем Новгороде в конце месяца было завершено расследование дела по ч. 2 ст. 213 УК РФ (хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному сговору по мотиву ненависти) о поджоге здания приемной депутата ОЗС от "Единой России" Вадима Жука. Двое подростков обвиняются в хулиганстве по мотиву ненависти к представителям социальной группы "депутатов партии "Единая Россия"", в то время как депутаты от какой-либо партии еще в меньшей степени могут считаться социальной группой, чем любители рок-музыки.

Запрет материалов за экстремизм

В марте было принято сразу несколько судебных решений об отказе в запрете материалов за экстремизм, которые нельзя не приветствовать.

Во второй половине месяца Верховный суд Республики Татарстан отменил решение Набережночелнинского городского суда от 24 августа 2011 года о признании экстремистскими 13 материалов саентологов. Дело было возвращено в городской суд Набережных Челнов на новое рассмотрение.

В конце марта Сахалинский областной суд отменил решение Макаровского районного суда Сахалинской области, в октябре 2011 года признавшего экстремистскими ряд текстов Свидетелей Иеговы. Дело было направлено на повторное рассмотрение в Макаровский районный суд.

Наконец, 21 марта 2012 года Томский областной суд отказался признать экстремистской книгу "Бхагавад-Гита. Как она есть" Бхакти Веданты Свами Прабхупады - комментария к  "Бхагават-Гите", который является одновременно основным вероучительным текстом кришнаитов. Таким образом, была поставлена точка в этом громком деле, вызвавшем международный резонанс.