Новости по теме

По требованию Генпрокуратуры соцсети ограничили доступ к постам о протестной акции в Иркутске

Администрация "ВКонтакте" удалила посты о небольшой несогласованной акции в Иркутске по требованию Генпрокуратуры.


22 октября 2020 года иркутское движение "Новая Россия – свободная страна" сообщило, что 9 октября администрация соцсети "ВКонтакте" удалила из сообщества движения 10 записей. Кроме того, администрация Instagram заблокировала аналогичные посты для продвижения и, видимо, сократила их показы пользователям (позже эти ограничения были сняты). Как стало известно из переписки с техподдержкой "ВКонтакте", основанием блокировки послужило поступившее через Роскомнадзор требование Генпрокуратуры.

Посты содержали призывы прийти 10 октября на митинг. Он не был согласован местными органами власти, заявившими о невозможности его проведения из-за распространения коронавирусной инфекции. В публикациях также сообщалось, что организаторы получили от полиции предостережение о недопустимости нарушения закона, а также что суд первой инстанции признал отказ в согласовании митинга законным.

Несмотря на все это, сравнительно небольшое (судя по опубликованным видеозаписям – численностью не более 25 человек) мероприятие состоялось, причем прошло мирно.

Мы считаем, что ст. 15.3 федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", предусматривающая внесудебную блокировку информации о несогласованных мероприятиях, явно ограничивает свободу слова: тот факт, что мероприятие не разрешено, сам по себе не должен давать оснований к тому, чтобы запрещать любые сообщения о нем. Отметим, что Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) указал в деле "Каблис против России", что внесудебная блокировка может применяться лишь исключительных обстоятельствах, например, когда речь идет о реальной угрозе беспорядков – однако ст. 15.3 закона сформулирована так, что дает Генпрокуратуре исключительно широкие полномочия и при этом не позволяет эффективно и своевременно оспорить подобную блокировку. Пример иркутской акции, на наш взгляд, во многом схож со случаем, рассмотренным в деле "Каблис против России": вряд ли у прокуратуры были основания опасаться беспорядков, тем более что мероприятие имело небольшой масштаб и мирный характер, не потребовало вмешательства правоохранительных органов и даже не повлекло ограничений движения транспорта.