Новости по теме

Генпрокуратура обновляет инструкции по борьбе с экстремизмом

Уточняется, какие полномочия получит управление ГП по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму.


29 ноября 2022 года на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов были опубликованы проекты документов Генпрокуратуры, связанных с борьбой с экстремизмом, а также порядком блокировок и прекращения деятельности СМИ.

Проект поправок к приказу 2018 года о надзоре за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности, в частности, лишает управления Генпрокуратуры по федеральным округам функции по контролю за антиэкстремистской борьбой прокуратур субъектов федерации, но эти полномочия остаются у управления по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму. При этом, согласно проекту, управления Генпрокуратуры по надзору за расследованием особо важных дел и по федеральным округам должны будут направлять в антиэкстремистское управление не только информацию о возбуждении уголовных дел, но и об итогах их рассмотрения с копиями судебных решений. В то же время при согласии с отказом в возбуждении дела или с его прекращением прокуроры теперь должны будут посылать в управление только копию решения об этом, а не все материалы проверки и самого дела (за исключением дел по п. "л" ч. 2 ст. 105, п. "е" ч. 2 ст. 111, ст. 282.1, 282.2, 282.3, 355 и 357 УК). В таком же ключе исправляется и приказ об антитеррористическом надзоре. При отказе в возбуждении дела или при его прекращении полный пакет материалов нужно будет посылать в управление только по ст. 205, 205.1 (только в части финансирования терроризма), 205.4, ч. 1 ст. 208, ч. 4 ст. 211, ст. 277, 278, 279, 281, 355, 360, 361 УК.

В инструкцию Генпрокуратуры по работе с информацией, подлежащей внесудебной блокировке, вносятся новые виды противоправной информации. Это недостоверная информация, содержащая данные об использовании вооруженных сил Российской Федерации, а также направленная на дискредитацию использования вооруженных сил и госорганов за рубежом. Порядок ее блокировки в целом аналогичен порядку, установленному ранее для других видов противоправной информации, которой занимается антиэкстремистское управление Генпрокуратуры.

Полномочия по блокировке этой информации Генпрокуратура получила по тому же принятому летом закону, который дал ей и право приостанавливать – а в случае неоднократных нарушений и прекращать – действие регистрации и лицензии на вещание российских СМИ за распространение противоправного контента. Согласно проекту соответствующей инструкции Генпрокуратуры, при поступлении из какого-либо источника сведений о распространении в СМИ запрещенной информации органы прокуратуры проводят проверку, после чего прокурор субъекта федерации дает свое заключение относительно необходимости приостановления деятельности СМИ. В течение семи дней это заключение должно быть послано в Генпрокуратуру (в части информации с "неуважением" к власти – в Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства, в прочих случаях – в антиэкстремистское управление). Там в срок до пяти дней (а при необходимости – незамедлительно) готовят проект требования о приостановлении работы СМИ, согласовывают его с управлением Генпрокуратуры по взаимодействию со СМИ и посылают в Роскомнадзор для исполнения. В подготовке требования о лишении СМИ лицензии принимают участие те же управления Генпрокуратуры.

Тот же закон предусматривает, что Генпрокуратура сможет запрещать деятельность зарубежных СМИ в качестве ответной меры на закрытие российских СМИ за рубежом. Обращения различных структур о необходимости таких запретов также будет рассматривать антиэкстремистское управление. Решения по таким вопросам оно должно будет подготовить в течение пяти дней (а при необходимости – незамедлительно), согласовать с МИДом и передать на подпись генпрокурору или его заместителю.

Проект поправок к положению об управлении по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму посвящен наделению этого управления вышеперечисленными полномочиями. Кроме того, управление будет заниматься и рассмотрением вопроса о признании владельцев информационных ресурсов причастными к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, в т. ч. в области свободы массовой информации. Речь идет о законе 2020 года о "санкциях" против интернет-площадок, которые необоснованно, с точки зрения властей, ограничивают деятельность российских СМИ.

Ссылки на данную статью [1]