Журналистский дискурс

На втором этапе проекта мы расширили список анализируемых изданий за счет увеличения количества еженедельных краевых газет. Однако к качественным изменениям в фиксируемом журналистском дискурсе это не привело. В итоге в выборку были включены следующие издания.

Ежедневные газеты:

"Кубанские новости";

"Вольная Кубань";

"Краснодарские известия";

"Кубань сегодня".

Еженедельные газеты:

"Краснодар";

"7 дней Кубани";

"Московский комсомолец на Кубани";

"Аргументы и факты - Юг";

"Краевые новости";

"Мир Кубани";

"Патриот Кубани"

За три зимних месяца (декабрь 2002 г. - февраль 2003 г.) нами было выделено 44 публикации данных изданий, в той или иной степени продуцирующих дискурс межэтнических отношений. В отличие от предыдущего периода, сейчас практически не было значимых событий, вызвавших активность данного дискурса. Соответственно и количество "событийных" публикаций было небольшим.



Событийные публикации



Событием декабря 2002 г., вызвавшим активность краевых СМИ, стало завершение судебного процесса над привлеченными к уголовной ответственности участниками армянского погрома на краснодарском городском кладбище в апреле этого же года. Практически все газеты в том или ином виде разместили публикации по этому поводу.

Представшие перед судом обвиняемые были осуждены по пунктам а) и б) части 1 статьи 244 УК РФ "Надругательство над телами умерших и местами их захоронения по предварительному сговору группой лиц, по мотиву национальной вражды". Приговор был вынесен в отношении девятерых человек. За исключением одного из них, все оказались несовершеннолетними. С учетом возраста подсудимых, положительных характеристик с места учебы и работы, а также на основании того, что они ранее не привлекались к уголовной ответственности, а совершенное деяние относится к преступлениям средней тяжести, суд вынес следующее решение. Семь молодых людей получили по два года лишения свободы условно, один - год (поскольку является инвалидом). Единственный совершеннолетний подсудимый был приговорен к шести месяцам колонии-поселения. Этот срок он уже отсидел в СИЗО за время следствия, поэтому был освобожден из-под стражи прямо в зале суда.

Следует напомнить, что апрельское происшествие и реакция лидеров армянской общественности и ряда центральных СМИ, расценивших его как следствие "миграционной" политики местных властей, на краевом уровне сопровождались информационной кампанией отрицания ксенофобной компоненты случившегося. Выступившие представители региональной политической элиты отвергали саму возможность существования в Краснодарском крае националистически настроенных организаций и групп населения. Наиболее откровенно и прямолинейно об этом высказался как всегда Н. И. Кондратенко, член Совета Федерации от Краснодарского края. "Заверяю вас, что в крае нет РНЕ - этого сионистского создания, изобретенного как средство компрометации всех патриотически мыслящих людей. Не может казачье население Кубани допустить в свой дом ни РНЕ, ни скинхедов, ни другую падаль. Это удел Москвы и других "подгнивших" территорий" ( "Кубанские новости" от 26.04.2002).

Как показало судебное разбирательство, Краснодарский край все-таки "подгнил". И местная власть непосредственно несет ответственность за это. Однако желание признавать такие результаты своей политики явно не испытывает. Именно об этом говорит тот факт, что находящиеся под прямым контролем краевой администрации газеты ограничились скупым информационным сообщением о решении суда в разделе "Новости".

Обстоятельные материалы о данном событии разместили газеты, позиционирующие себя как независимые. Подробно были описаны установленная следствием хроника происшествия, позиции обвинения и защиты, вынесенный приговор. "Краснодарские известия" теперь не сомневаются в участии в погроме скинхедов, даже озаглавили публикацию от 10 декабря "Скинхеды выслушали приговор стоя". Однако о навязываемой в апреле точке зрения предпочли не вспоминать. Подводя итог разбирательству, "Краснодарские известия" от 20 декабря в качестве такового считают публичное осуждение экстремизма на национальной почве. Понесших наказание автор склонен рассматривать как легкомысленных подростков, поддавшихся эффекту толпы и ставших игрушкой в руках вожака Сержанта, который до сих пор находится в розыске. "Похоже, здесь и сработал "эффект стаи". Для подростков, не сумевших найти еще свои цели в жизни, оказались очень кстати идеи, предложенные Сержантом. Жестокие и чрезвычайно опасные для общества игры, предложенные совершеннолетним дядей, оказались востребованы в этой не обремененной высокой культурой среде".

Обнаружила смелость вспомнить апрельские официальные характеристики участников погрома только "Вольная Кубань" от 14 декабря. Из откровений автора вытекает, что уже тогда "у всей пишущей братии возникла мысль о скинхедах". Однако под напором отрицавших это заверений властей краевые газеты склонились транслировать только официальную версию случившегося. Следствие и судебное разбирательство происходили уже в других условиях, когда по стране прокатилась кампания "по борьбе с экстремизмом", и данное дело отлично вписывалось в ее идеологию, что и было сделано. Такой вывод газета не делает, но дает повод для этого, ибо отмечает "несколько моментов, на которые невозможно не обратить внимание".

Автор не отрицает факт существования в крае скинхедских группировок, ибо об этом говорят в своих показаниях сами осужденные, однако не склонна рассматривать их как сознательных националистов. "Убежденных нигилистов или идейных националистов среди сидящих в зале действительно нет. И на классических скинхедов они явно не тянут. Скорее похоже, что половина из попавших под статью слабо представляют себе всю серьезность происходящего" .

В качестве отклика на судебное решение можно рассматривать заметку "Так нам и надо?" в газете "Кубань сегодня" от 24 января, хотя речь о нем там не идет. Поднимая вопрос вандализма на кладбище, автор негодует по поводу отсутствия реакции на это властей, общественности и родственников захороненных. При этом с не меньшим негодованием упоминается "несоразмерно и умышленно раздутая реакция" на апрельское происшествие. "Все, наверное, хорошо помнят, какой шум и скандал на весь мир подняла армянская община по поводу разрушения на кладбище памятников своих соотечественников. "На уши" были поставлены все центральные и местные телеканалы, московские и краевые газеты. В состояние возбуждения привели "мировую общественность". Во многих СМИ дело рук недалеких и не отягощенных какими-либо признаками совести хулиганов тут же попытались представить как некий результат и следствие проводимой в крае "национальной политики". О чем не постеснялся тут же заявить в своем открытом письме кубанскому губернатору человек, занимающий солидную общественную должность, - руководитель Союза армян России. Не преминул напомнить о случившемся во время своего визита на Кубань и президент Армении". Автор не может удержаться, чтобы не уличить армян в "антисоциальном поведении", характеризуя их надгробные памятники как "шикарные, нарушающие все нормы приличия и, вероятно, нормы землеотвода". При этом утверждается, что "национальная карта" здесь не разыгрывается, а этническая нетерпимость не имеет к вандализму на кладбище никакого отношения. "Скорее всего "национальный вопрос" тут не при чем и разрушением надгробий на наших неохраняемых русских могилах занимаются такие же хулиганствующие отморозки, что и в других аналогичных случаях". Разбираться с этим надо, однако "не с той прытью, с какой это делалось в предыдущем ("армянском") случае".



В январе 2003 г. исполнилось два года с момента прихода А. Н. Ткачева на пост главы администрации Краснодарского края. Краевые СМИ не могли оставить подобный факт без внимания и представили материалы, характеризующие итоги деятельности губернатора. Иначе как хвалебную песнь данные публикации рассматривать невозможно. Среди прочих достижений краевой власти выделяется и "миграционная политика". На этом направлении губернатору пришлось бороться чуть ли не с врагами. "Пришлось, скажем прямо,- отмечают "Краснодарские известия" от 21 декабря, - команде губернатора столкнуться и с целой серией политических интриг и провокаций. Выстраивание разумной политики вокруг регулирования миграционных процессов недоброжелатели переводили в русло межнациональных отношений". "Кубанские новости" от 4 января последние изменения в российском миграционном законодательстве непосредственно связывают с инициативами губернатора. "Резкие высказывания по поводу миграционных процессов, вызвавшие шок у так называемых правозащитников, по сути предопределили последующие действия правительства по защите интересов страны". Достижением нормативно-правовых актов, принятых на краевом уровне, рассматривается "организация заградительных мер на каналах миграции". Этого теперь ожидают и от реализации федеральных законов.

Ведущую роль краевой власти в их разработке подтвердил сам губернатор А. Н. Ткачев в своем интервью, опубликованном "Краевыми новостями" от 18-24 января. "Президент России Владимир Владимирович Путин не случайно поручил именно нашим краевым властям поработать над проектом нового миграционного закона. Ведь именно Кубань в последние годы сталкивается со множеством проблем в этом вопросе". Цель новой российской миграционной политики, которую уже реализуют у себя многие ведущие страны, по мнению губернатора, можно сформулировать коротко: "Главное - безопасность и процветание родной страны и ее населения". При этом он выступает против подмены "реальной проблемы незаконной миграции надуманной проблемой "межнациональной розни".

Однако приходится констатировать, что сам губернатор и продуцирует подобный дискурс. Журналист задает вопрос, точнее, утверждает: "В начале прошлого года вы первым из российских политиков открыто сказали о проблеме незаконной миграции". И губернатор начинает свой ответ следующими словами: "Прежде всего повторю то, о чем говорил неоднократно: у нас в крае живут представители 126 национальностей. Те же армяне селились на Кубани еще лет двести назад. Когда я говорю о кубанском народе, я говорю и о русских, и об украинцах, и о греках, и о представителях многих других народов - все они кубанцы". Этот момент лишь подтверждает, что миграция мыслится в этнических категориях, а уж практическая деятельность властных структур исключительно нацелена на этнические меньшинства и принимает дискриминационные формы.

Но губернатор верит в правильность выбранного пути. Особенно, если не затрагивать интересы политически мобилизованных "этнических антрепренеров". "Стратегия, выработанная за этот год в национальной политике, правильная, она направлена на бережное сохранение межэтнического согласия и спокойствия - одним из шагов к этому стал наш визит в Армению, к примеру".



Широко освещаемой темой для краснодарской прессы в зимние месяцы стало юбилейное 60-летие освобождения Краснодарского края от фашистских войск. Многочисленные публикации по этому поводу демонстрируют направленность журналистского дискурса на излишнюю этнизацию Второй мировой войны. Мы полагаем, что представление противоборствующих сторон посредством использования этнических категорий, этнонимов и производных от них не только не раскрывает сути данного исторического события, но и переводит его в плоскость своеобразного "этнического конфликта". Даже если стоять на позиции рассмотрения этносов как самостоятельных социальных субъектов, "коллективных личностей", способных вести борьбу друг с другом, с чем мы категорически не согласны, то и тогда рассмотрение военных событий сквозь призму этничности, противостояния разных этносов совершенно неадекватно. Стоит хотя бы вспомнить о широком антифашистском движении с одной стороны, и не менее малочисленном коллаборационизме - с другой. Рассказы о войне в этнических категориях лишь поддерживают и укрепляют в публичном дискурсе представление существовании "хороших" и "плохих" этносов, в частности негативное отношение к немцам.

В этом плане среди последних публикаций краевых газет выделяются не столько журналистские статьи, сколько материалы, вышедшие из-под пера авторов, занимающихся писательским творчеством. Прежде всего, это воспоминания, опубликованные "Краснодарскими известиями" от 1 февраля, И. Мутовина, отставного сотрудника органов госбезопасности, о судебном процессе над перешедшими на сторону оккупантов карателями. Для ее обозначения он использует исключительно этнонимы, в совокупности 11 раз употребив слово "немцы" и производные от него, ни раз не прибегнув к возможным синонимичным по контексту понятиям. Чаще всего за употребляемым этнонимом закреплялось негативное коннотативное значение, к примеру, "суд над немецкой людоедской идеологией", "немцы совершали массовые убийства", "разоблачение немецких карателей".

Аналогичный подход характерен и для воспоминаний А. Г. Андреева, представленных в "Кубань сегодня" от 7 февраля. Он 13 раз использует слово "немцы", и только 3 раза употребляет термин "оккупанты", при том что заметка называется "Это страшное слово "оккупация".

Мы не склонны рассматривать данные публикации как сознательное культивирование негативного образа немцев. Однако следует обратить внимание на возможные результаты подобного нерефлективного использования этнических категорий на продуцируемые негативные этнические стереотипы. События Второй мировой войны имеют немалое значение для "священной памяти" российского общества, драматизация их с этнических позиций только укрепляет ксенофобные по своей сути господствующие в публичном дискурсе представления об организации социального мира.



Предметные публикации



В рассматриваемый период, в отличие от предыдущего, краснодарские СМИ стали часто прибегать к использованию без видимой на то необходимости категории этничности и этнонимов при рассказе о состоянии преступности в крае и криминальных происшествиях. Типичный пример таких публикаций дает статья "Наследники батьки Махно" в "Краснодарских известиях" от 24 января. Речь в ней идет о мошенниках, практикующих лжелотереи, получивших в народе название "лохотрон". Характеризуя попавших на скамью подсудимых, автор считает важным указать следующее: "На скамью подсудимых сели девять человек - трое мужчин и шестеро девушек. Есть среди них краснодарцы, но большинство - иногородние. Русские, украинцы, грузин, грек". Ни до, ни после этнические категории в тексте не встречаются. Они никоим образом не помогают разобраться в обстоятельствах рассматриваемого дела, также как и в понимании преступных явлений в целом. Впрочем, это же относится и к "мигрантским" характеристикам преступников. Таким образом автор лишь еще больше укрепляет в публичном дискурсе представление о важности этнического фактора в преступности.

Во многом такой взгляд журналистов на криминал формируют правоохранительные органы. При обсуждении такой сферы как преступность они занимают позицию носителей экспертного знания, однако приходиться констатировать их склонность к этнизации этого явления. Так, Управление ФСБ России по Краснодарскому краю в пресс-релизе, подводящем итоги его деятельности за 2002 г., считает своим достижением прекращение деятельности "нескольких общественно опасных организованных преступных группировок, в том числе сформированных по этническому признаку" ("Кубанские новости" от 20 декабря). Аналогичный подход демонстрируют и органы внутренних дел. В частности, УВД г. Краснодара в опубликованном "Краснодарскими известиями" от 5 февраля отчете "О состоянии преступности в г. Краснодаре за 12 месяцев 2002г." среди приоритетов своей деятельности отмечает следующее: "Главное внимание было обращено на наиболее пораженные криминалом отрасли экономики и социального сектора, выявление организованных преступных групп, в том числе на этнической основе".

В краевой прессе в последнее время чаще всего культивируется криминальный образ цыган. "Краснодарские известия" от 17 января опубликовали даже специальную статью "Цыганочка" на Вишняках". Содержание статьи раскрывается уже во введении: "Крупнейшая торговая площадка Краснодара оказалась, по сути, оккупирована десятками представителей древнейшего кочевого племени, превратившего Вишняки в место постоянного криминального своего кормления". Автор описывает многообразие преступных деяний, которые "практикуют представители этой этнической группы" - от попрошайничества до мошенничества и воровства. В качестве эксперта выступает сотрудник милиции, который отмечает законопослушность краснодарских цыган и связывает криминал с "гастролерами" из Абхазии и Казахстана. В целом "сотрудники правопорядка считают, что "цыганская экспансия" пошла на убыль и сейчас, если и ловят кого-то из "ромал", то исключительно заезжих". Такой же точки зрения придерживается и цыганка-информант, отметившая, что "приезжие из Казахстана и Средней Азии (их называют "люли") и Абхазии ("гуа") - это вообще другие этнические группы". Отношения между местными и приезжими цыганами, по мнению автора, далеки от идеала. "Время от времени происходят жестокие стычки, заканчивающиеся тяжелыми увечьями и травмами. "Разборки" имеют самое банальное объяснение - местные не хотят пускать на свою территорию "чужих". Не стоит, однако, идеализировать краснодарских цыган, к чему склоняются органы правопорядка, полагает автор. "Кочевое племя давно облюбовало Вишняковский рынок и вовсю собирает на нем криминальный урожай. Похоже, ситуация по сравнению с прошлым изменилась мало, разве что сами цыгане стали больше "шифроваться". Арсенал законных средств борьбы с ними достаточно велик, при этом как показательная отмечается депортация в октябре 2001 г. Особое удовлетворение вызывает опыт Канады. "Там в крупных городах созданы специальные полицейские подразделения. За сравнительно небольшой промежуток времени канадцы арестовали несколько сотен цыган и конфисковали краденых вещей на сумму свыше трех миллионов долларов". Ну а в Краснодаре, с горечью отмечает автор, "цыгане по-прежнему ощущают себя вполне комфортно".

И вот уже через неделю "Краснодарские известия" от 25 января с удовлетворением публикуют материал, в котором рассказывают, как оперативно отреагировали сотрудники правопорядка на их статью. "В четверг (22 января) на Вишняки высадился массовый десант "синих мундиров", силами которых был проведен рейд по проверке паспортно-визового режима. Впрочем, милиционеры не скрывали того, что главной целью мероприятия являются именно нарушающие закон цыгане". В соответствии со своими намерениями они и действовали: "На торговой площадке многочисленные наряды проверяли ряды, где обосновались торговки-цыганки и их соплеменницы, промышляющие гаданием и куда менее законными способами заработка". Так как подавляющее большинство подвергшихся проверке цыган имеет российское гражданство, то проверяли наличие краснодарской регистрации и штрафовали за ее отсутствие. Итоги милицейского рейда, по мнению журналиста, "производят впечатление - проверены сотни людей, 30 человек задержаны, в том числе 16 цыган. Восемь подпали под статью о бродяжничестве, пятеро торговали без надлежащих документов, двое несовершеннолетних привлечены за попрошайничество". Однако судить об эффективности данного мероприятия еще преждевременно. Для этого необходимо, по мнению автора, чтобы "профилактическая работа с цыганами на Вишняковском рынке была постоянной".



В рассматриваемый период в краевых газетах периодически выходили материалы, претендующие на аналитическое описание сложившейся в регионе "этнической" и "миграционной" ситуации. Однако никакого нового содержания они в себе не несут, воспроизводя господствующие мифологемы. Например, статья "Миграция - по закону" в "Кубанских новостях" от 14 января. По устоявшейся практике автор обрушивается на правозащитников. "Так называемые правозащитники пытаются разыгрывать межнациональную карту в стабильных регионах, зачастую сознательно подменяют такие понятия как "нелегальная миграция" и "межнациональные отношения", чтобы взбудоражить общество". А о чем пишет сам автор? Конечно о турках-месхетинцах. "Эта этническая группа, как и курды, цыгане, не склонна приспосабливаться к традициям, образу жизни, духовным ценностям коренного населения края. Все они организуют свою жизнь на основе клановых или родовых принципов". Вспоминая заседание Совета безопасности края, на котором обсуждались проблемы терроризма, он отмечает прозвучавшую там информацию о росте численности этнических групп. "На последнем открытом заседании кубанского Совета безопасности под председательством губернатора А. Ткачева отмечалось, что в крае произошел рост практически всех этнических групп, в том числе армян - на 38 процентов, грузин - на 43 процента, курдов - на 85 процентов". И в следующем предложении на основании этого делается вывод. "Сегодня как никогда необходимы коррективы в организации заградительных мер на каналах миграции, чтобы преградить путь нелегалам". Остается задать только риторический вопрос: "Кто смешивает понятия?"

Не выдерживают никакой критики приводимые в статье статистические аргументы в пользу приписываемых миграции угроз. Например, следующий пассаж. "Тревогу вызывает незаконная миграция. Она напрямую влияет на рост преступности. Из 9033 граждан, совершивших преступления, связанные с наркотиками в 2001 году, 221 - выходец из других регионов, 28 человек прибыли из других государств". Во-первых, из приведенных фактов совсем не следует, что "мигранты" являются незаконными. Во-вторых, несложные арифметические действия показывают, что доля этих лиц в совершенных преступлениях составляет менее 3 %. Наверное, все-таки, рост наркопреступности связан с другими факторами.

Автор с одобрением относится к последним изменениям в российском миграционном законодательстве, выступая за необходимость продолжения работы в этом направлении. Он солидаризуется с мнением заместителя председателя Законодательного собрания Краснодарского края П. Курдюка, что наиболее эффективной мерой по заслону незаконной миграции является введение визового въезда со всеми странами СНГ. "И еще нужно, видимо, на уровне правительства РФ инициировать в Думу рассмотрение изменений и дополнений в Закон "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства". В характере предполагаемых изменений можно не сомневаться.



Аналогичный дискурс характерен и для автора статьи "Дружба дружбой, а табачок врозь", опубликованной в "Кубань сегодня" от 14 февраля. Миграция рассматривается им исключительно как проблема, представляющая источник трудностей для "принимающей" стороны. "Кубань исчерпала свои возможности по обустройству мигрантов и вынужденных переселенцев. К примеру, образовательная инфраструктура г. Краснодара, куда устремилось немалое количество переселенцев, сполна ощущает на себе последствия неограниченной миграции. По словам начальника городского управления общего и профессионального образования А. И. Китова, в муниципальных школах учатся 237 детей - неграждан России, их них только 37 человек имеют статус беженца". Происходит постоянное сползание на оперирование этническим кодом, формируя, таким образом, представление о миграции прежде всего как иноэтничной. "Миграционный прирост населения на Кубани в настоящее время в 5-6 раз превышает среднероссийские показатели. В отдельных районах и населенных пунктах налицо опасное изменение этнического состава. Прецеденты превращения "гостя" в хозяина в современной истории хорошо всем известны, и уроками Косова в нашем положении пренебрегать не следовало бы". "Проблемный" характер миграции обосновывает необходимость выработки определенных "решений". Прерогативой здесь обладает государственная власть, а "решения" видятся исключительно ограничительные. Новинки российского законодательства являются шагом вперед в данном направлении, однако автор актуализирует другие шаги. "Получит ли наш край когда-нибудь статус приграничной территории? Как быть с нарастающей диспропорцией коренного населения Кубани и мигрантов? Когда, в конце концов, будет определено будущее турок-месхетинцев? Вот вопросы, которые ждут своего решения".



Газета "Кубань сегодня" также практикует публикацию исторических экскурсов по той или иной проблеме. Статья "СССР и русский народ" от 24 января была посвящена анализу причин распада Советского Союза. Одной из главных автор признает то обстоятельство, что русские, как образующие стержень этого государства народ, не занимали того положения, которое им принадлежало по праву самого большого народа. Основы такой ситуации были заложены в первые годы становления советского государства, когда у революционеров всех мастей произошел всплеск национализма. Придя к власти, большевики столкнулись с перспективой потерять практически все национальные окраины. Особую активность в отстаивании своей независимости проявляли руководители Украины и, в первую очередь, Грузии. "На XII съезде РКП(б) Г. К. Орджоникидзе с возмущением цитировал распоряжение грузинского руководства о фактическом запрете браков грузин и грузинок с лицами других национальностей. Он же сообщал съезду о том, что в то время, когда голодающие из Поволжья двинулись на юг, на границе Грузии их встретили с пулеметами". В. И. Ленин выступил за возможно большую самостоятельность национальных советских республик, и его поддержало большинство советских руководителей, "расценивавших русских людей как отсталую нацию угнетателей, занимавшихся лишь покорением народов". Противную позицию занимал только И. В. Сталин, и по приходу его к власти "политике, направленной на то, чтобы поставить русский народ в неравное положение по сравнению с другими народами СССР, был дан отпор". Однако сменившие его советские лидеры опять вернулись к практике "усиления доверия" национальных меньшинств к советской власти. И вот на данный момент это нашло "свое жестокое воплощение в вопиющей дискриминации русских людей во многих бывших республиках СССР". Подводя итоги рассмотрению вопроса, редакция предлагает изменить принцип федеративного устройства России. "Среди всего советского наследия, нещадно порушенного либеральными реформаторами, целым и невредимым остался лишь принцип национально-государственного устройства, когда внутри одного государства - РФ - существует еще множество других национальных республик. Трагическая судьба СССР учит, что подобный принцип смертельно опасен для государства. Рожденный в свое время в условиях явной уступки национальным меньшинствам и принесший немало горя русскому народу, он должен быть, безусловно, отменен".