Проблемы реализации свободы совести в России в январе - июне 2019 года

Конфликты вокруг строительства храмов

Протесты против строительства храмов, в первую очередь православных, в городских зеленых зонах по-прежнему случаются в разных регионах. Наиболее заметным на протяжении описываемого периода оставался конфликт вокруг строительства храма св. Екатерины в сквере у екатеринбургского Театра драмы. В течение полугода здесь происходили акции протеста.

Обострение конфликта случилось в середине мая, когда место строительства было огорожено забором. Защитники сквера дежурили у места строительства всю ночь и повалили забор. Для охраны участка впервые были привлечены бойцы Росгвардии и ОМОНа. Так же, как и в некоторых других подобных конфликтах, против защитников сквера выступила и группа мужчин крепкого телосложения (предположительно, участники «Академии единоборств Русской медной компании»), применявших к протестующим силу.

Около ста протестующих было задержано, на них составлено не менее 102 протоколов об административном нарушении. Многие из них были оштрафованы по ст. 20.2.2 КоАП РФ (организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка), ст. 20.2 КоАП (нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания), приговорены к административному аресту или исправительным работам. Кроме того, по факту этой акции протеста было возбуждено уголовное дело по ст. 212 УК РФ (массовые беспорядки), фигурантов в котором на конец июня еще не было.

Масштаб протестов вынудил власти пойти на уступки: строительство было приостановлено. После комментария В. Путина, заявившего, что мнение местных жителей неплохо было бы выяснить путем опроса, силами ВЦИОМ быстро был проведен опрос, показавший, что три четверти горожан не одобряют сквер у театра в качестве места для возведения храма. После этого епархия отказалась от планов строительства в сквере. Следственный комитет объявил о проверке законности бездействия Росгвардии, когда «спортсмены» выталкивали защитников парка с территории несостоявшейся стройплощадки.

На сайте мэрии было организовано голосование по вопросу выбора возможных площадок для строительства. Окончательный вариант предстоит выбрать осенью.

Этот конфликт вызвал широкий резонанс за пределами региона, причем реакция на него временами приобретала радикальные формы. В Москве в разгар конфликта активисты националистической Ассоциации народного сопротивления (АНС) вывесили на воротах патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве баннер «Извинись за Екб» и забросали территорию резиденции дымовыми шашками. В Петербурге художник и блоггер Loketski сделал краской на дереве изображение патриарха и надписью «хрум-хрум» на зеленом фоне. Граффити символизировало недовольство горожан застройкой парков.

Конфликт в Екатеринбурге спровоцировал развитие аналогичных конфликтов в других регионах, где сразу же после екатеринбургских событий активизировались и сторонники, и противники строительства. Мэр Красноярска отказал в выдаче разрешения на строительство храма в парке «Троя», против которого протестовали местные жители. Мэр Челябинска сразу же после событий в Екатеринбурге объявил о приостановке строительства часовни в сквере у Южно-Уральского государственного университета до проведения опроса горожан. Протесты против этого строительства продолжались несколько лет. В Ульяновске, жители которого выступили против строительства храма Александра Невского на территории парка «Семья», прокуратура начала проверку законности выдачи разрешения на строительство, а общественная палата – подготовку опроса горожан.

В Нижнем Новгороде, напротив, епархия пошла на заведомое обострение конфликта вокруг строительства храма в сквере Памяти погибших милиционеров. Несмотря на то, что протестующих поддержала и региональная общественная палата, епархия выступила инициатором перевода территории сквера в зону «культурно-просветительского назначения и культовых объектов». На общественные слушания по этому поводу пришли представители движения «Сорок сороков», однако пока обошлось без применения силы.

Отметим, что, как и ранее, протесты вызывало строительство не только православных храмов. В Казани противникам строительства мечети «Рахматулла», полагающим, что ее возведение близ жилых домов нарушит санитарные нормы, а также опасающимся антисанитарии из-за забоя животных по праздникам, удалось добиться прокурорской проверки законности строительства. Жители удмуртского поселка Ува, недовольные строительством мечети поблизости от сквера «Красавица-ель», также пожаловались на незаконность строительства в прокуратуру. Жители двух сел Ульяновской области протестовали против продажи мусульманской общине бывшего здания школы и устройства в ней мусульманского кафе с молельным залом.         

 

Преследования Свидетелей Иеговы

Масштабы уголовного преследования Свидетелей Иеговы, к сожалению, не уменьшились, скорее можно говорить об усилении репрессий. Были вынесены первые приговоры по уголовным делам. В феврале Железнодорожный районный суд Орла признал гражданина Дании Дениса Кристенсена виновным по ч. 1 ст. 282.2 УК РФ (организация деятельности экстремистской организации) и приговорил его к шести годам лишения свободы в колонии общего режима. В мае Орловский областной суд подтвердил этот приговор. Другого орловского Свидетеля Иеговы, Сергея Скрынникова, тот же районный суд в апреле оштрафовал на 350 тыс. рублей по ч. 2 ст. 282.2 УК РФ (участие в деятельности экстремистской организации).

В течение всего описываемого периода в разных регионах в отношении Свидетелей Иеговы возбуждались новые уголовные дела: в большинстве случаев по ст. 282.2 УК РФ (организация и участие в деятельности экстремистской организации), иногда – по ст. 282.3 (финансирование экстремистской деятельности). Уголовному преследованию подвергаются уже более 200 верующих, из которых, по состоянию на начало июля, 40 человек содержались под стражей. Среди подвергшихся уголовному преследованию есть женщины и пожилые люди. Например, в Архангельске фигуранткой такого дела стала 78-летняя верующая Калерия Мамыкина.

Впервые к задержанным Свидетелям Иеговы применялись пытки. В феврале о пытках в здании Следственного комитета по ХМАО-Югре после массовых задержаний заявили сургутские верующие. В течение нескольких часов их избивали, раздевали догола, связывали руки за спиной, обливали водой и применяли электрошокер. Проведя проверку по жалобам верующих, СК не нашел оснований для возбуждения уголовного дела, однако признал факт применения к Свидетелям Иеговы «боевых приемов» «в связи с оказанием активного сопротивления перед производством обыска». Прокуратура ХМАО-Югры не сочла доводы СК убедительными и потребовала провести новую проверку. Позднее стало известно, что и к арестованному в июне калужскому Свидетелю Иеговы, Роману Махнёву, применяли пытки после того, как он заявил о подбросе ему во время обыска запрещенной литературы.

Обыски, допросы проходили с многочисленными нарушениями. Например, в Смоленске одной из верующих, проходившей по делу Наталии Сорокиной и Марии Трошиной, угрожали изъятием из семьи ребенка. В Кисловодске сотрудники правоохранительных органов прибыли на работу к верующему и без его согласия осмотрели помещение и личный автомобиль. В Калуге проводившие обыск выгнали 15-летнюю дочь одного из верующих босиком под дождь.

Помимо уголовного преследования, имели место другие формы давления. В январе администрация Кемеровской области разослала главам городов и районов письмо, предупреждающее об опасности Свидетелей Иеговы, и призвали принять меры «по противодействию популяризации экстремистского вероучения». Под мерами подразумевалась организация направленной против Свидетелей Иеговы кампании в СМИ с привлечением к ней «представителей традиционных конфессий».

В Сургуте верующего, проработавшего пожарным более 20 лет, руководство вынудило написать заявление об увольнении работы из-за его принадлежности к Свидетелям Иеговы.

 

Ограничение миссионерской деятельности

Преследование верующих и религиозных организаций за «незаконное» миссионерство остается одной из наиболее серьезных проблем в сфере свободы совести. По-прежнему чаще всего преследованию подвергаются протестантские церкви и представители новых религиозных движений. Например, по ч. 4 ст. 5.26 КоАП РФ (осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства) были оштрафованы два рязанских баптиста, раздававших литературу на улице, и волонтер Межрегионального общественного центра помощи наркозависимым, алкоголикам и людям, попавшую в сложную жизненную ситуацию «Инициатива» в Калининграде, проводивший с подопечными духовные беседы.

В Новороссийске заведению дела по ст. 5.26 в отношении пресвитера церкви евангельских христиан баптистов Юрия Корниенко предшествовала проверка церкви представителями Росгвардии, полиции, ФСБ, городской администрации, а также пожарных и казаков. В результате этой проверки было сорвано праздничное богослужение в честь Благовещения.

Однако «антимиссионерское» законодательство теперь применяется и к верующим «традиционных» религий. Так, в феврале в Сочи по той же ч. 4 ст. 5.26 КоАП на пять тысяч рублей был оштрафован буддист: он проповедовал свою религию в нежилом помещении, не имея разрешительных документов от Российской академии буддистов Алмазного пути традиции Карма Кагью. 

В том же месяце к ответственности за «незаконное» миссионерство были привлечены зарубежные лекторы проходившего в Новосибирске семинара для еврейской молодежи «Еврейский лайфхакер» Велвел Белинский и Ашер Альтшул, приехавшие по приглашению еврейского общинного культурного центра «Бейт Менахем». Каждый из них был оштрафован на 2 тысячи рублей по ст. 18.8 КоАП РФ (нарушение иностранным гражданином въезда в Российскую Федерацию): их участие в семинаре правоохранительные органы расценили как миссионерство, тогда как при оформлении визы в качестве цели визита у каждого из них был указан туризм.

 

Нередко привлеченным к ответственности за «незаконное» миссионерство удавалось опротестовать эти судебные решения. Например, в мае Верховный суд Республики Саха (Якутия) признал решение мирового суда незаконным и отменил штраф в 30 тысяч рублей пастору-пятидесятнику Александру Барахтенко, которого мировой суд в Якутске признал виновным по ч. 3 ст. 5.26 КоАП РФ (осуществление религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного наименования, в том числе выпуск или распространение в рамках миссионерской деятельности литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов без маркировки с указанным наименованием или с неполной либо заведомо ложной маркировкой). 

Оштрафованному в мае за проведение богослужения без уведомления властей пастору майкопской церкви христиан веры евангельской (пятидесятников) «Слово жизни» Юрию Дачеву не удалось добиться отмены этого решения, однако Верховный суд Адыгеи уменьшил сумму штрафа с 20 тысяч до 10 тысяч рублей.

 

Отметим, что конце июня Верховный суд РФ, исполняя поручение В. Путина данное по итогам его встречи с членами президентского Совета по правам человека в декабре 2018 года, подготовил обзор судебной практики по ст. 5.26 КоАП. Верховный суд дал некоторые ценные рекомендации относительно трактовки многих положений статьи, но другие рекомендации Верховного суда лишь зафиксировали сложившуюся неудовлетворительную практику, а в целом Верховный суд остался доволен тем, как суды рассматривают дела по этой статье (см. подробнее в нашем обзоре этого документа).

 

Иные формы дискриминации

Известны случаи высылки из России зарубежных проповедников. В феврале из России был выслан пастор-пятидесятник, руководитель Христианского центра «Восстановление», гражданин Украины Евгений Пересветов. Замоскворецкий районный суд Москвы, рассмотрев его жалобу на запрет на въезд в Россию, обнаружил, что его фамилия исключена из базы данных лиц, которым запрещен въезд в РФ, однако ФСБ, тем не менее, настояла на депортации. В марте из Новороссийска выслали двух волонтеров-мормонов, граждан США, Кола Бродовски и Дэвида Гаага. Приморский районный суд признал их обоих  по ч. 2 ст. 18.8 КоАП, приговорил к штрафу и выдворению из страны за то, что, въехав по гуманитарным визам, в которых целью поездки значилась религиозная деятельность, они участвовали в проходившем на английском языке мероприятии.

 В феврале Рособрнадзор запретил прием абитуриентов в Московскую семинарию евангельских христиан баптистов, деятельность которой в декабре 2018 года была приостановлена за нарушение закона «Об образовании» и лицензионных требований. В апреле мировой суд оштрафовал семинарию на 10 тысяч рублей и ее ректора Петра Мицкевича по тысяче рублей по каждому из двух дел за неисполнение предписаний Рособрнадзора (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ). При этом в действительности предписания были выполнены, а соответствующие органы были уведомлены об их выполнении. Тем не менее, в июне Перовский районный суд утвердил это решение и приостановил лицензию семинарии на образовательную деятельность до 10 сентября.

В январе на основании жалобы соседей Останкинский районный суд Москвы запретил деятельность религиозной группы христиан веры евангельской (пятидесятников) в коммунальной квартире. Запрет суд обосновал тем, что соседи по квартире, не входящие в эту группу, не давали своего согласия на проведение богослужений, религиозных обрядов и церемоний. Однако в апреле Мосгорсуд отменил это решение, поскольку собрания группы проходили только в комнате, принадлежащей супругам-пятидесятникам, а п. 2 ст. 16 закона «О свободе совести и религиозных объединениях» разрешает проведение богослужений и религиозных обрядов в жилых помещениях.