Всех членов «Хизб-ут-Тахрир» не пересажаешь

Знакомим читателей с ответами Александра Верховского на вопросы сайта "Кавказская политика".


В России возобновились аресты членов запрещенной партии «Хизб-ут-Тахрир». КАВПОЛИТ спросил у члена Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека и директора информационно-аналитического центра «Сова» Александра Верховского, что из себя представляет эта партия и настолько ли она опасна, чтобы запрещать ее на территории Российской Федерации.

«Хизб-ут-Тахрир» – это партия международного масштаба и она действует во многих странах с 1950-х годов, когда и была основана. Это радикальное политическое объединение, выступающее за создание всемирного халифата, который должен полностью упразднить какие бы то ни было современные формы управления государством.

Никаких вам прав человека, ничего такого там не останется. Говоря современным языком, будет тоталитарное государство — так оно описывается в документах этой партии.

При этом «Хизб-ут-Тахрир» не занимается насильственной деятельностью и даже соответствующих призывов не делает. Партия, очевидно, исходит из того, что халифат будет создан кем-то другим, и видит свою миссию в пропаганде.

Вот когда халифат будет создан, тогда станет возможным джихад для его расширения, а пока нет правильного халифа — нет и джихада. Такова партийная концепция.

В России «Хизб-ут-Тахрир» запрещен, однако, как террористическая организация, что, с моей точки зрения, неправильно, потому что они точно не террористы.

Плюс ко всему были случаи, когда они одобряли террористические действия — например, захват самолетов террористами. Были еще эпизоды, из-за которых вполне можно было бы запретить «Хизб-ут-Тахрир» по закону.

Но запретили партию, к сожалению, неправильным образом. И теперь преследуются как ее реальные члены, так и предполагаемые. Если считается, что человек — член «Хизб-ут-Тахрир», то он автоматически, просто за факт членства, подвергается уголовному преследованию.

Конечно, всех членов «Хизб-ут-Тахрир» не пересажаешь, потому что их стало очень много в России за последние годы. Насколько много, сложно сказать, но это такой масштаб, что просто так ликвидировать не получится.

В некотором роде эта проблема — правозащитная. Ведь кроме того, что партия понапрасну запрещена как террористическая, ее членам предъявляют уголовные обвинения — часто совершенно несуразные, как, например, обвинение в подготовке к государственному перевороту.   

Уже было несколько групп тахрировцев, которых осудили за такую «подготовку переворота». При этом никакой подготовки им реально не вменялось.

Логика судов такова: поскольку у них написано, что на месте любого государства в конечном счете будет халифат, вообще во всем мире будет халифат, то, значит, они выступают против конституционного строя. Следовательно, они готовят переворот и т.д.

Таких умозаключений в уголовных делах не должно быть.

Мне кажется, что это очень неправильный способ противодействовать такого рода организациям. В сознании многих мусульман — не всех, конечно, а тех, кто в принципе склонен к такой идеологии, — вокруг «Хизб-ут-Тахрир» создается ореол гонимых, что, скорее, работает им на пользу, чем во вред.

И с этим надо уже что-то делать. Потому что партия на самом деле расширяется, и я действительно считаю, что она представляет опасность не только для конституционного строя, но и для общества.

Эти люди пропагандируют тоталитарные идеи, хотя и делают это мирным путем. По этой причине, собственно говоря, они запрещены в некоторых демократических европейских странах.

Этот вопрос несколько раз обсуждался в Европейском суде по правам человека, в связи с жалобами осужденных из Германии (а недавно — и из России).

И каждый раз Европейский суд приходил к выводу, что государство, входящее в Совет Европы, имеет право запрещать такую организацию, потому что ее цели противоречат Европейской конвенции. И, следовательно, партия не находится под ее защитой.

Насколько эффективно можно при этом остановить ее распространение – это уже проблема борьбы против радикальных движений.  

Ссылки на данную статью [3]