Роман Лункин: «Поправки устанавливают систему тотального контроля за религиозными организациями»

Ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Роман Лункин прокомментировал для Центра «Сова» вынесенные Минюстом на общественное обсуждение новые поправки к закону «О свободе совести и религиозных объединениях».


Очередные поправки к закону «О свободе совести» устанавливают фактически систему тотального контроля за религиозными организациями: не успевают забыться прошлые страхи, возникают все новые и новые. Фобии бюрократии перед общественной инициативой и религиозным многообразием страны приводят к исчезновению религиозных организаций (неправославных, прежде всего) из публичной сферы.

Формирование системы контроля очевидно не только из положения, которое касается поиска неформальных «иностранных агентов» среди религиозных объединений, но и из всего текста законопроекта. Стоит обратить внимание, что раздельная отчетность о финансировании из отечественных и зарубежных источников является лишь одним из многих пунктов данного законопроекта Минюста РФ. Все остальные посвящены проверкам, обязанности предоставлять ту или иную отчетность и ответственности за непредоставление всей требуемой информации о деятельности организации. 

С одной стороны, законопослушным объединениям не стоит беспокоиться, если они готовы быть абсолютно прозрачными перед Минюстом, прокуратурой и обществом, вывешивая, как этого требует законопроект, всю отчетность в интернете. Кроме того, официально никто статус «иностранного агента» все равно не присвоит.

С другой стороны, судя по тексту законопроекта, провести проверку и затребовать отчетность после принятия закона можно будет когда угодно. Оснований для этого в проекте масса - от плановых проверок до ссылок на указания и распоряжения президента РФ и правительства РФ. Видимо такого рода указания по поводу проверок некоммерческого сектора будут и в дальнейшем даваться регулярно. 

Еще после 2009 года, когда разрабатывался закон «О некоммерческих организациях», сначала усложнилась, затем упростилась отчетность НКО, многие религиозные объединения решили отказаться от регистрации своих филиалов, а также общественных инициатив в качестве организаций. И это учитывая, что существование в качестве религиозной группы без регистрации в 2000-е годы стало казаться самым лучшим выходом, чтобы избежать «наездов» представителей власти.

Другой удар был нанесен, когда в 2013 году в том числе и религиозные объединения стали проверять на наличие иностранного финансирования в рамках общей политики поиска «иностранных агентов». Были отдельные жалобы со стороны мусульман, протестантов, католиков на то, что верующим приходилось отвечать на унизительные вопросы, типа «а не шпионы ли вы?»   

В ситуации, когда запретов много, они не исполняются, и прокуратура и Минюст будут особенно требовать отчета об иностранном финансировании, к примеру, у мусульманских общин. Большинство других религиозных объединений давно уже напрямую не получают значительной иностранной помощи.

Почти уверен, что, даже несмотря на принятый закон, любые финансовые отчеты подразделений РПЦ останутся государственной тайной.

Однако не все так просто: к примеру, в 2014 году Минюст РФ вынес предупреждение Союзу миссий христиан веры евангельской Тюменской области, где помимо других претензий вдруг указал, что «христиане веры евангельской» и христиане веры евангельской (пятидесятники) - это разные вероисповедания. Фактически Союзу надо еще доказать, что он является христианским, так как христианство - это уже другое - третье исповедание. Подобные проблемы испытывает также Армия Спасения - Минюст РФ отказывается признать ее отдельной христианской деноминацией. Церкви Саентологии отказывают в праве быть именно религиозной организацией (на основании экспертизы Экспертного совета при управлении Минюста РФ в Москве).

Здравого смысла нет, а проверки есть и будут. Россия избежала пути среднеазиатских государств, когда жестко пресекается деятельность религиозных групп. Однако законодатели зачищают публичное пространство, получая не «иностранных», а «внутренних агентов», которые не доверяют власти «проверяющих» и уходят в «домашние группы». 

В религиозной сфере регистрация будет выгодной только, если она дается вместе с политической индульгенцией, как в случае с РПЦ и некоторыми другими объединениями. Возможно, Минюст РФ надорвался на регистрации новых политических партий и больше не хочет видеть никого.  

Ссылки на данную статью [8]