Выступление на конференции ОБСЕ по толерантности и недискриминации
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом РОО Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента РОО Центр «Сова».
30.06.2010
29-30 июня 2010 г. в Астане состоялась Конференция ОБСЕ на высоком уровне по толерантности и недискриминации. На сессии, посвященной проблеме интолерантности в масс-медиа, выступил А. Верховский.
Предлагаем текст его выступления.
Уважаемый председатель, уважаемые участники конференции,
Все мы осуждаем возбуждение вражды к людям, в том
числе в СМИ, по причине их реальной или предполагаемой принадлежности к тем или
иным группам. Но мы должны различать возбуждение вражды к людям и критику в
отношении их взглядов.
Поэтому мне, например, казалось бы, что более
точным термином является не исламофобия, а мусульманофобия. Хотя дело не
столько в терминах, сколько в их интерпретации. Например, даже на этой
конференции звучали призывы сохранить и даже усилить уголовное преследование
богохульства. Но такое преследование противоречит принципу различения
возбуждения ненависти к людям и любых форм критики религии как таковой.
Законы о богохульстве должны быть исключены. Также
следует избегать использования законов о возбуждении ненависти в качестве
законов о богохульстве.
Такое самоограничение не означает отказа от
преследования за возбуждение ненависти к людям по признаку отношения к религии.
Но необходимо прояснение того, какие именно формы возбуждения ненависти заслуживают
уголовного преследования. Это, с одной стороны, позволит избегать злоупотреблений
и неоправданных ограничений свободы выражения, а с другой стороны, сделает
преследование действительно опасных высказываний более эффективным.
Если мы сочтем критику некоторой религии (любой
религии!) нежелательной и даже опасной, и потому запретим эту критику, то что
мы скажем о критике определенных взглядов внутри некоторой религии со стороны
сторонников других взглядов внутри той же религии? Неужели люди, не относящие
себя к этой религии, должны будут делать выбор, какие из этих взглядов более
правильные? И как общество может сформировать свое отношение к таким
религиозным разногласиям, если они не звучат в масс-медиа? Стоит помнить, что
свобода слова не просто фундаментальное право человека, но и необходимое
средство саморегулирования общества, даже если это средство бывает неприятным.
На этом примере я также хочу показать, что
общественный диалог, межкультурный, межрелигиозный диалог не может пониматься
только как диалог признанных и уважаемых лидеров этнических общин или
религиозных организаций, которые всегда проявляют уважительное отношение друг к
другу. Субъектов общественного диалога гораздо больше, в том числе – внутри
сообществ, которые часто воспринимаются извне как единые.
И этот диалог не может обходиться без критики, в
том числе критики в адрес чьих-то политических убеждений, религиозных верований
и так далее. В конце концов, право на религиозную критику – это неотъемлемый
элемент свободы совести.
Мы должны стремиться к большему взаимопониманию и
уважению в любом диалоге. Мы призываем журналистов и, конечно, главных
редакторов СМИ избегать языка вражды. Государства должны решительно
преследовать случаи дискриминации и тем более подстрекательство к
преступлениям. Но мы будем эффективны в этом, только если мы сможем разделить
то, что запрещено, и то, что осуждается обществом, но разрешено.
Источники:
Страница сгенерирована 07.06.2023 в 12:55