Август 2010 г. Итоги месяца

В августе 2010 года в результате расистски и неонацистски мотивированного насилия были ранены не менее 32 человек (в августе 2009 года 9 человек были убиты, 48 человек получили различные ранения). Всего с начала 2010 года от подобных нападений в России погибли 22 человека и не менее 203 были ранены.

В августе инциденты произошли в Московском регионе (13 пострадавших), Петербурге (7 пострадавших), Орле (5 пострадавших в результате взрыва в кафе «Индира», в причастности к которому подозревается неонацистская террористическая группировка), Костроме, Нижнем Новгороде,  Самаре (по 2 пострадавших) и в Иркутске (1 пострадавший). Всего же с начала года расистские нападения были зафиксированы в 38 российских регионах.

По уровню насилия, считая с начала года, по-прежнему лидируют Москва с Московской областью (9 погибших, 73 пострадавших), Петербург с Ленинградской областью (1 убитый, 33 раненых) и Нижний Новгород (2 погибших, 14 раненых). В остальных городах количество пострадавших не превышает 7 человек.

Напомним, в эту статистику не входят жертвы массовых драк, а также жертвы инцидентов, произошедших в регионах Северного Кавказа.

 

В августе возобновилась активность ксенофобно настроенных вандалов. За последний летний месяц нами было зафиксировано не менее 4 атак на религиозные объекты (в Оренбургской и Самарской областях пострадали мечети, в Петербурге была подожжена православная часовня, а в Курганской области – баптистский молельный дом) и не менее 4 акций так называемого «идеологического вандализма» - оскверенение памятников ксенофобными лозунгами, организованные граффити-акции или единичные, но демонстративные граффити (как это случилось в Сочи, где они появились прямо у здания городской прокуратуры).

Всего же с начала года нами зафиксировано не менее 71 акции неонацистски и ксенофобно мотивированных вандалов, среди которых 41 приходится на «идеологический» вандализм, 10 – на объекты «Свидетелей Иеговы» (включая два поджога), 6 – на мусульманские объекты (включая один взрыв), 5 – на еврейские (включая один взрыв), 4 – на православные (включая два поджога), 3 – на протестантские (включая два поджога) и по одному – на армянское кладбище и неоязыческое капище.

Кроме того, с начала года произошло не менее 13 актов так называемого антигосударственного террора – поджогов, подрывов отделений милиции, прокуратур и других государственных объектов. Лидером в этом отношении является Орел, где с начала года нами зафиксировано не менее 4 таких инцидентов и где в августе 2010 года задержали группу, подозреваемую в этих преступлениях. Отметим, что за несколько дней до задержания в интернете появилось «письмо орловских партизан», в котором некая группа брала на себя ответственность за гораздо большее количество преступлений, однако нет никаких доказательств, что большая часть из них была действительно совершена.

 

В августе 2010 года было вынесено 12 приговоров за расистское насилие, в которых суды признали мотив ненависти: по два приговора в Нижнем Новгороде и Московской области, по одному – в Республике Татарстан, Брянской, Владимирской, Калужской, Пензенской, Тверской областях, Краснодарском и Хабаровском краях. Всего в этих процессах было осуждено 23 человека (10 из них получили условные сроки). По-прежнему сохраняется тенденция к условному осуждению неонацистов в Нижегородской области: из 5 осужденных там в августе не менее двоих (в одном случае неизвестен точный приговор) осуждены условно, причем один из них – экс-активист Балахнинского РНЕ - получил условное наказание за 3 расистских нападения, совершенные в группе.

Всего же с начала года по делам, связанным с расистским насилием, было вынесено 62 обвинительных приговора против 214 человек (73 из которых получили условные сроки без дополнительных санкций).

Практически ничего не меняется в преследовании ксенофобной пропаганды. Оно не становится более активным: в августе 2010 года нам известно 4 обвинительных приговора (в Республике Коми, во Владимирской, Псковской и Ульяновской областях). Преследование по-прежнему направлено на граффитистов и ксенофобно настроенных интернет-пользователей, размещающих единичные материалы, а не тех, кто ведет пропаганду ненависти систематически. Исключением в августе стал, пожалуй, приговор в Ульяновске, где к штрафу был приговорен сторонник кавказских сепаратистов, разместивший в интернете серию крайне агрессивных статей (по крайней мере, здесь можно говорить о наказании пропагандиста, хотя его влияние на аудиторию неочевидно).

 

В августе 2010 года Московская городская прокуратура обратилась в суд с иском о признании «Армии воли народа» (АВН) Юрия Мухина экстремистской организацией. АВН – аморфное общественное объединение, ставящее своей основной целью «проведение референдума по принятию закона о суде народа над избранными органами власти». Несмотря на то, что ксенофобия в идеологии группы, несомненно, присутствует, она не является значимой составляющей этой идеологии, а сама группа вряд ли представляет общественную опасность, хотя уже несколько лет подвергается давлению со стороны правоохранительных органов. К сожалению, основания, по которым прокуратура требует запретить АВН, нам неизвестны и оценить правомерность ее действий мы пока не можем.

Зато Юрию Мухину удалось добиться отмены судебного решения о закрытии «за экстремизм» его газеты «К барьеру!», сменившей также закрытую «за экстремизм» газету «Дуэль». 19 августа 2010 года Московский городской суд отменил решение суда первой инстанции и направил дело на новое рассмотрение.

 

18 августа 2010 года был обновлен Федеральный список экстремистских материалов, в который были добавлены пп. 692-694.

Таким образом, на 31 августа 2010 года список состоит из 694 позиций, 4 из которых официально из списка исключены, еще не менее 32 материалов находятся в списке неправомерно, т.к. судебные решения о признании их экстремистскими были отменены (основной массив этих материалов – труды Рона Хаббарда, 28 позиций) и не менее 47 материалов дублируют друг друга.

 

Ссылки на данную статью [1]