Новости по теме

Всезарубежное пастырское совещание РПЦЗ в Наяке

8 декабря в Наяке (США) открылось Всезарубежное пастырское совещание РПЦЗ, для участия в котором собрались свыше 150 священнослужителей из всех епархий Зарубежной Церкви, а также из России и Украины. Они обсудили вопрос о воссоединении с РПЦ, представители которой также приняли участие в совещании. В частности, наместник Сретенского монастыря в Москве архимандрит Тихон (Шевкунов) выступил с докладом о взаимоотношениях двух частей Русской Церкви.

Во второй день работы совещания противники взятого руководством РПЦЗ курса на сближение с РПЦ (о необходимости такого сближения говорили, например, в своих выступлениях на совещании архиепископ Марк и протопресвитер Валерий Лукьянов) заявили о намерении послать в Россию свою собственную делегацию, которой предстоит выяснить, сохранилась ли там благодатная Церковь. Также среди участников совещания было распространено письмо, в котором утверждается, что РПЦ МП была создана в советский период искусственно и что главная задача РПЦЗ - освобождение российских верующих и предоставление им истинной канонической иерархии.

12 декабря совещание завершило свою работу. По его итогам было принято обращение к предстоящему Архиерейскому Собору. В документе отмечается, что на совещании высказывались "разные мнения, разные опасения" и что "многие приехали с определенными сложившимися мнениями, ощущалась напряженность". Однако в целом авторы обращения поддерживают сближение с РПЦ.

По их мнению, в отношении первого из двух главных препятствий к воссоединению Церквей - "сергианства" - "Церковью в России сделаны большие сдвиги. Истинность церковного пути Русской Зарубежной Церкви и Катакомбной Церкви признана, ибо противники пути митрополита Сергия в России были причислены к лику святых. Прославление этих святых в 2000 году является поворотным пунктом в экклезиологии Церкви в России, хотя до сих пор есть лица, внутренне сопротивляющиеся этому.

На Соборе 2000 года также был принят документ, где речь идет о том, что государство не должно вмешиваться в жизнь Церкви и, если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, Церковь должна отказать государству в повиновении. Это возврат к церковному святоотеческому учению в отличие от ложного толкования слова апостола Павла о :власти от Бога; (Рим. 13, 1-7)".

Что касается второго препятствия - экуменизма, то участники совещания признали, "что Церковь в России, в лице значительной части духовенства и верующих, относится к этому явлению отрицательно". Хотя в то же время "продолжает вызывать сожаление членство Русской Православной Церкви-Московского Патриархата во Всемiрном Совете Церквей, особенно в центральном правлении этого "тела", где наряду с епископом и духовенством Московской Патриархии состоит 8 женщин-"священниц". Может быть, выход Русской Православной Церкви-Московского Патриархата из состава ВСЦ не так прост, но трудно себе представить, что единство с протестантским мiром для Церкви в России важнее единства со своими русскими православными братьями и сестрами в зарубежье".

Кроме того, авторы обращения отмечают, что "некоторым участникам... Совещания не легко относиться с доверием к некоторым представителям Церкви в России. Это недоверие, а временами и страх, отчасти обусловлены отсутствием реального контакта с Церковью в России, а отчасти — действиями представителей Московского Патриархата. Однако, недоверие может быть преодолено как личными контактами, так и доброжелательными действиями со стороны представителей Церкви в России".

В обращении также подчеркивается, что в зачитанном во время совещания послании Алексия II к митрополиту Лавру и членам Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви "обнадеживают слова свидетельствующие о понимании Русской Зарубежной Церкви как части Русской Церкви, а также взаимно выраженное Патриархом покаяние за все те слова и действия, которые не содействовали примирению двух частей Русской Церкви".

Обращаясь к предстоящему Архиерейскому Собору, участники совещания заявляют, что по вопросу воссоединения им "наиболее близок царский святоотеческий путь": "Согласно Блаженнейшему митрополиту Анастасию, святителю Иоанну и целому ряду Соборных Посланий нашей Церкви, окончательное разрешение взаимоотношений двух частей Русской Церкви должно иметь место исключительно на Всероссийском Поместном Соборе. Нам кажется, что мы должны стремиться именно к созыву подобного Собора и быть готовыми включиться в процесс его подготовки, вплоть до участия в предсоборной комиссии. Мы уверяем Вас, наших архипастырей, в нашей поддержке, в наших молитвах и умоляем Вас говорить одним голосом".

Комментарий: См. комментарии:
Недумов О. Зарубежная Церковь хочет объединиться с РПЦ: При этом она надеется сохранить административную независимость от Московского Патриархата // Независимая газета. 2003. 11 декабря.
Василенко К. Чтобы не стать сектой: Православная церковь за рубежом готова назваться автономией Москвы // Время новостей. 2003. 15 декабря.
Поздняев М. Сила и немощь Православия: Патриарх Алексий II повинился перед Зарубежной Церковью // Новые известия. 2003. 16 декабря (автор подчеркивает значение того факта, что в своем обращении к Архиерейскому Собору Алексий II "впервые признал, что весь советский период своей истории РПЦ подчинялась "прямому давлению нецерковных сил"").
Игумен Иннокентий (Павлов). ЧИТАЯ ДОКЛАД ВЛАДЫКИ МАРКА. Заметки церковного историка. Часть 1// Портал-Кредо.ру. 2003.23 декабря.
Прот. Георгий Митрофанов. Трудный диалог // Церковный вестник. 2004. № 1-2 (277) январь.
Активизирует ли сближение РПЦ и РПЦЗ фундаменталистов в России? // Газета Свято-Филаретовского института "Кифа". 2004. 18 января.
Солодовник С. Прививка от коммунизма // Еженедельный журнал. 2004. 26 января.
Отметим также, что за сближение РПЦ и РПЦЗ высказались и участники VIII Всемирного Русского Народного Собора, прошедшего в Москве и Сергиевом Посаде 3-4 февраля 2004 г.
Ссылки на данную статью [1]