Фильтры

2003

Александр Журавский о проблеме соотношения этнической и религиозной идентичности
Автор, заведующий редакцией религиоведения Большой Российской Энциклопедии, доцент кафедры религиоведения РАГС, сотрудник Церковно-научного центра "Православная энциклопедия", старается показать оправданность применения термина "этническая религиозность" в социологическом, историческом и политологическом контекстах. А. Журавский отмечает, что во время социологических опросов многие респонденты не относят себя к верующим, поскольку положительный ответ на этот вопрос означает "сознательный выбор мировоззрения, тотально определяющего каждое наше действие и поступок", а такой "убежденности в однозначном выборе конкретной картины мира у многих людей и нет". Зато гораздо "проще определиться с конфессией, поскольку это - традиция, которую можно не знать, а ощущать, помнить, что к этой традиции принадлежали твои предки и чувствовать свою причастность к ней. <...>
Возможно, для некоторых социологов этого мало. Но ведь соотнесение себя с традицией - первый шаг для последующей идентификации этой традиции, как основополагающей и жизненно важной".
Празднующих Пасху в России больше, чем тех, кто считает себя православным
Фонд "Общественное мнение" провел перед Пасхой 19-20 апреля очередной опрос в 44 регионах РФ. Выяснилось, что отмечать Пасху собирались 83% россиян (в 1998 г. этот показатель составлял 80%, а в 2002 г. - 85%), тогда как к православным себя отнесли только 59%, а более 30% не считают себя верующими.
Данные апрельского опроса граждан РФ об их отношении к религии
Опубликованы данные очередного опроса граждан страны об их отношении к религии, проведенного Агентством региональных политических исследований (АРПИ). Методом личного интервью было опрошено 1600 человек в 84 населенных пунктах в 28 субъектах РФ.
Ольга Квирквелия о критериях конфессиональной принадлежности
Автор, глава центра "Вера и мысль", кандидат исторических наук, полемизирует с положениями статьи социолога Юлии Синелиной, по мнению которой, главным критерием конфессиональной принадлежности при проведении социологических исследований должна быть самоидентификация респондентов. О. Квирквелия полагает, что подобный подход далек от беспристрастности и не позволяет получить объективную картину.
Юрий Рыжов: "Социологи не виноваты"
Это отклик на статью Ольги Квирквелия о социологических критериях конфессиональной принадлежности. Ю. Рыжов, соглашаясь с О. Квирквелия в том, что число "по-настоящему православных" очень невелико и что наблюдается экспансия православной идеологии среди политиков, возражает против "утверждения автора статьи, что самоидентификация опрашиваемых - это всего лишь их "субъективное восприятие", не имеющее отношения к "реальной ситуации".