Новости по теме

Во Владивостоке вынесен оправдательный приговор по делу Свидетеля Иеговы Дмитрия Бармакина

Первореченский районный суд Владивостока сослался на недавнее постановление Пленума Верховного суда, разъяснившего, что суды не должны трактовать продолжение религиозной практики как участие в деятельности запрещенной организации.

22 ноября 2021 года Первореченский районный суд Владивостока вынес оправдательный приговор по делу Свидетеля Иеговы Дмитрия Бармакина, которого обвиняли в организации деятельности запрещенной общины по ч. 1 ст. 282.2 УК.

Вынося оправдательный приговор, судья Станислав Сальников сослался на постановление Пленума Верховного суда (ВС) РФ от 28 октября 2021 года. Напомним, согласно разъяснениям ВС, суды, рассматривая дела по ст. 282.2 УК, должны устанавливать какие конкретные общественно опасные действия совершены подсудимым и каково их значение для продолжения или возобновления деятельности экстремистской организации, а также мотивы совершения данных действий. Кроме того, ВС указал, что в случае запрета религиозной организации само по себе индивидуальное или совместное отправление религиозных обрядов ее бывшими участниками не следует трактовать как участие в экстремистской организации. Решение Первореченского районного суда – первое основанное на новом постановлении ВС. Мы приветствуем решение судьи Сальникова, проявившего при рассмотрении дела Дмитрия Бармакина последовательную приверженность соблюдению конституционного права на свободу вероисповедания.

Ранее, 18 декабря 2020 года, Первореченский районный суд суд вернул дело Бармакина прокурору в связи с нарушениями при составлении обвинительного заключения. По сообщению верующих, судья Сальников пришел к выводу, что из текста обвинительного заключения невозможно было установить экстремистскую направленность действий подсудимого; события преступления были изложены в нем неконкретно, без указания мотивов, а содержали только описание религиозных обрядов. При этом судья отметил, что свобода вероисповедания Бармакина защищена Конституцией.

Тем не менее, 20 апреля 2021 года Приморский краевой суд удовлетворил апелляционную жалобу прокуратуры и вернул дело Бармакина в суд первой инстанции на рассмотрение тому же судье. В ходе повторного рассмотрения дела Бармакина Первореченский районный суд принял к рассмотрению экспертное заключение авторитетного специалиста-религиоведа Екатерины Элбакян, представленное стороной защиты.

12 ноября 2021 года в ходе прений по делу Бармакина прокурор запросил для него наказание в виде девяти лет лишения свободы с последующим ограничением свободы на год. Подсудимый заявил о своей невиновности.

Напомним, уголовное дело в отношении Дмитрия  Бармакина было возбуждено 27 июля 2018 года, на следующий день он был задержан вместе с женой Еленой и затем арестован. В июне 2019 года дело было направлено в суд, а в октябре Бармакина отпустили из СИЗО, назначив ему меру пресечения в виде запрета определенных действий. Следствие утверждало, что с 15 октября 2017 года по 28 июля 2018 года Бармакин был организатором местной религиозной организации Свидетелей Иеговы в городе Владивостоке. По версии следствия, достоверно зная о том, что Верховный суд России ликвидировал Управленческий центр Свидетелей Иеговы и все его структурные подразделения, он регулярно проводил собрания, "где распространял идеологию запрещенного объединения", а также обеспечивал организационную базу для "благополучного существования" запрещенной организации. В сентябре 2018 года обвиняемой по ч. 2 ст. 282.2 УК (участие в деятельности экстремистской организации) стала Елена Бармакина. В сентябре 2020 года вместо вынесения приговора суд вернул ее дело прокурору.

Свидетелей Иеговы обвиняют в причастности к деятельности экстремистской организации в связи с тем, что в апреле 2017 года Верховный суд России принял решение о признании Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России и 395 местных религиозных организаций экстремистскими. Мы считаем, что это решение, повлекшее за собой массовое преследование верующих в уголовном порядке, не имело законных оснований, и расцениваем его как проявление религиозной дискриминации.

Ссылки на данную статью [11]