Новости по теме

Конституционный суд вынес определение по жалобе Евгения Кима

КС отказался признавать неконституционными статьи КоАП, регулирующие выдворение лиц без гражданства и помещение их в ЦВСИГ, однако рекомендовал судам взвешивать все факты каждого конкретного дела​ при вынесении подобных решений. 

12 марта 2021 года Конституционный Суд вынес определение по жалобе Евгения Кима, последователя исламского богослова Саида Нурси, который был лишен российского гражданства и должен был быть выдворен с территории России. Поскольку другого гражданства у Кима нет, и, соответственно, его некуда выдворить, с апреля 2019 года он содержится в хабаровском Центре временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ).

Напомним, 10 апреля 2019 года Ким освободился из ИК-3 в Хабаровске, где отбывал срок по ч. 1 ст. 282.2 УК (организация деятельности экстремистской организации) и ч. 1 ст. 282 УК (возбуждение ненависти). Отметим, что в части обвинения по ст. 282.2 УК приговор Киму мы считали неправомерным. Мы полагаем, что неправомерны как запреты книг Саида Нурси, так и запрет объединения "Нурджулар", которого в России не существовало вовсе: есть лишь отдельные верующие, которые сталкиваются с преследованием за изучение книг Нурси.

За день до освобождения из колонии, 9 апреля, у Кима изъяли паспорт, а сразу после его выхода из колонии инспектор отделения по Железнодорожному району отдела по вопросам миграции УМВД России по Хабаровску составил в его отношении протокол по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП (нарушение лицом без гражданства режима пребывания, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание). В тот же день протокол был рассмотрен Железнодорожным районным судом Хабаровска, который назначил Киму штраф в размере 3 тысячи рублей с административным выдворением за пределы России. 30 апреля Хабаровский краевой суд оставил в силе это решение.

Из судебных постановлений следует, что в 2005 году ГУВД Свердловской области удовлетворило заявление Кима, родившегося на территории Узбекской ССР и имевшего советский паспорт, о приеме в российское гражданство. 29 января 2019 года то же региональное управление признало это решение недействительным.

Согласно принятым в 2017 году поправкам в закон "О гражданстве", вступивший в законную силу приговор суда по ряду статей экстремистской и террористической направленностей (в т. ч. по ст. 282.2 УК) приравнивается к факту сообщения заведомо ложных сведений об обязательстве соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации при вступлении в гражданство, и потому может служить основанием для отмены решения о приеме в гражданство.

Таким образом, Ким остался лицом без гражданства и был помещен в ЦВСИГ УМВД России по Хабаровскому краю. Предполагалось, что он будет депортирован в Узбекистан, несмотря на то, что гражданства Узбекистана у него нет. Не подпадает он и под критерии программы переселения этнических корейцев в Республику Корея. Кима готовы были принять друзья из Украины и Турции, однако он не имеет никаких документов, и ему не выдают свидетельство лица без гражданства.

В декабре 2019 года глава ГУВМ МВД России Валентина Казакова сказала, что Киму должны предоставить разрешение на временное проживание, однако этого так и не произошло. Тем временем служба судебных исполнителей вынесла постановление об окончании исполнения судебного решения о выдворении в связи с невозможностью произвести выдворение.

Создавшаяся ситуация связана с тем, что закон не устанавливает предельного срока содержания в ЦВСИГ лиц без гражданства. Юрист Института права и публичной политики, подавшего жалобу в КС в интересах Кима, Владислав Чепелев, попросил КС проверить конституционность ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП (нарушение иностранным лицом правил въезда в РФ), ч. 5 ст. 3.10 КоАП (административное выдворение за пределы РФ) и ч. 1 ст. 27.19 КоАП (помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации), которые дают возможность держать лицо без гражданства в ЦВСИГ "бесцельно и бессрочно".

В вынесенном определении КС отказался признавать все перечисленные нормы нарушающими конституционные права и свободы лиц без гражданства. 

Так, согласно определению, ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП "позволяет судам <...> не назначать таким лицам административное наказание в виде административного выдворения за пределы территории Российской Федерации". КС настаивает на том, что суды должны принимать решение о выдворении, "из гуманитарных соображений учитывая семейное положение и другие чрезвычайные, заслуживающие внимания обстоятельства". 

Оценивая конституционность ч. 1 ст. 27.19 и ч. 5 ст. 3.10 КоАП, суд сослался на собственное Постановление от 25 мая 2017 года №14-П – тогда КС уже рассматривал схожее дело Ноэ Мсхиладзе. Придя к выводу о том, что сами нормы, регулирующие содержание лица без гражданства в ЦВСИГ, не нарушают его конституционные права и свободы, суд, тем не менее, настоял на том, что такая мера является "факультативной", и прибегать к ней стоит только, если такое ограничение свободы "действительно необходимо для обеспечения принудительного выдворения". Принимая подобное решение, суд должен учитывать "характер совершенного лицом административного правонарушения, предшествующее поведение этого лица, продолжительность его нахождения на территории Российской Федерации, наличие постоянного места жительства, семейное положение и состояние здоровья".

Также суд отметил законодательный пробел в вопросе о конкретных сроках содержания в ЦВСИГе, предусмотренных ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Это обстоятельство, а также отсутствие у лица без гражданства права на судебное оспаривание законности и обоснованности содержания в таком учреждении "не согласуется с конституционными принципами необходимости и соразмерности ограничения прав и свобод человека".

КС напомнил, что еще в 2017 году рекомендовал предусмотреть для апатридов миграционный статус, чтобы исключить подобные риски. Это требование КС было выполнено в феврале 2021 года: согласно внесенным в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» поправкам, лица без гражданства смогут получить временное, действующее до десяти лет удостоверение личности, которое позволит им легально находиться и работать на территории России. Несмотря на то, что поправки вступают в силу лишь в августе, суд настоял, что они "не могут не учитываться" судами уже сейчас.

В определении суд ссылается на письмо заместителя начальника ГУ миграции и оформления гражданства МВД Республики Узбекистан, согласно которому Узбекистан подтвердил готовность принять на свою территорию Кима в порядке реадмиссии. По данным Института права и публичной политики, с момента получения судом этого письма никаких действий по выдворению Кима по-прежнему не предпринималось.

Ссылки на данную статью [6]