Новости по теме

Суд в Набережных Челнах признал экстремистскими 160 изданий трудов Саида Нурси на разных языках

Прокуратура Татарстана добилась запрета 47 наименований книг и книжных серий. В основном речь идет о трудах исламского богослова Саида Нурси на османском языке, а также нескольких изданиях на татарском и русском. Эксперты исследовали их в рамках дела Накии Шарифуллиной.


19 апреля 2021 года Набережночелнинский городской суд удовлетворил административное исковое заявление прокуратуры Республики Татарстан о признании экстремистскими 47 наименований книг и серий, представленных несколькими книгами. Оно было подано 24 ноября 2020 года и касалось в общей сложности 163 изданий: множества книг исламского богослова Саида Нурси на турецком (османском) языке, четырех наименованиях книг его авторства на татарском языке и двух – на русском, книге Мэри Велд (Шукран Вахиде) "Ислам в современной Турции" на русском, а также книги на турецком "Аяты и хадисы в «Рисале-и Нур»" Кенана Демирташа и "Избранные хадисы из Кутуб ас-Cитта" Джемаля Ушшака (был назван в иске Кемалем Уссаком). Прокурор просил признать их экстремистскими материалами, за исключением сур, аятов и цитат из Корана.

Многие тексты Нурси в переводе на русский были признаны экстремистскими материалами ранее, как и перевод книги Мэри Велд (п. 1754 Федерального списка экстремистских материалов).

В качестве административных ответчиков прокуратура попросила привлечь Накию Шарифуллину, обвиняемую в организации деятельности экстремистской организации "Нурджулар" (ч. 1 ст. 282.2 УК), а также еще семь жительниц Набережных Челнов, у которых были найдены печатные издания в рамках расследования уголовного дела: Рузалию Камалову, Миннафу Назмиеву, Замзамию Садыкову, Нурсаиму Хадиуллину, Сагодат Хайбуллину, Римму Шабанову и Нурфию Шайдуллину. В качестве заинтересованных лиц, помимо Минюста России, привлечены российские типографии, в которых были напечатаны некоторые из книг, культурно-образовательный фонд "Нуру-бади", духовно-деловой центр "Ислам нуры", а также Духовное управление мусульман Республики Татарстан.

Комиссионную экспертизу по делу проводили специалисты из Набережночелнинского государственного педагогического университета: эксперт-психолог (магистрант криминалистики с первым историческим образованием), эксперт-лингвист (кандидат филологических наук со знанием турецкого) и эксперт-религиовед (кандидат социологических наук). Они сочли, что исследованные книги либо представляют собой "идеологические источники религиозного экстремистского объединения «Нурджулар»", либо содержат такие источники и "фрагменты" из них. При этом эксперты указали на тождественность ряда изданий материалам, ранее признанным в России экстремистскими.

Эксперты также решили, что в исследованных ими материалах (в число которых входили не только книги, но и аудиозаписи бесед фигурантов дела) содержались высказывания с призывами к религиозной розни, насилию вплоть до уничтожения противника, а также пропагандирующие превосходство и неполноценность граждан по признаку принадлежности к религии. Это и послужило основанием для иска прокуратуры. Следует отметить, что эксперты при составлении заключения давали ответы на вопросы, содержавшие правовые формулировки, относящиеся исключительно к компетенции суда, а в иске прокуратуры не приведено ни одной конкретной цитаты, вызвавшей претензии правоохранителей.

Ответчики получили альтернативное заключение экспертов из Ускюдарского университета в Стамбуле относительно книг Нурси на языке оригинала. Специалисты не обнаружили в них никаких признаков возбуждения вражды, призывов к насилию или пропаганды превосходства либо неполноценности по религиозному признаку. После этого ответчики заявили ходатайство о назначении комплексной судебной экспертизы. Однако суд отклонил его и удовлетворил требования прокуратуры.

Мы не считаем правомерным запрет трудов Саида Нурси. В целом, его взгляды можно отнести к умеренному течению в исламе, а его труды были направлены на то, чтобы убедить просвещенную часть турецкого общества вернуться к религии. Книги Нурси, безусловно, содержат рассуждения о преимуществах ислама перед другими религиями и философскими системами, но, насколько нам известно, в них нет агрессивных призывов или попыток побудить читателей к насилию. Утверждения об истинности одной религии и ложности прочих, с нашей точки зрения, не могут служить основанием для запрета религиозной литературы. Тем более недопустим запрет целого перечня книг только на том основании, что они связаны с учением Саида Нурси. Напомним также, что в 2018 году Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) установил, что Россия нарушила Европейскую конвенцию по правам человека, запретив 15 сочинений Саида Нурси. Мы сомневаемся и в оправданности запрета книги Мэри Велд, почитательницы и исследовательницы наследия Саида Нурси, "Ислам в современной Турции", которая представляет собой биографию богослова, а также претензий к исследованию "Рисале-и Нур" Кенана Демирташа.

Отметим, что неправомерным мы считаем и запрет объединения "Нурджулар" как экстремистской организации; мы полагаем, что такого объединения не существовало вовсе.

Ссылки на данную статью [9]