Новости по теме

В Федеральный список экстремистских материалов включены две исламские книги

"200 вопросов по вероучению Ислама" Аль-Хаками и "Милость для миров – Мухаммад (САВ)" Хайдара Баша были запрещены в июне 2020 года в Альметьевске.

3 февраля 2021 года из обновления Федерального списка экстремистских материалов стало известно, что 15 июня 2020 года Альметьевский городской суд Татарстана признал экстремистскими две книги исламских теологов.

Под номером 5152 в Федеральный список вошла книга Хафиза бин Ахмада аль-Хаками "200 вопросов по вероучению Ислама" (перевод с арабского Владимира Нирши, Москва, Умма 2006, 280 с.). Книга призвана прояснить для мусульман ряд вопросов, связанных с пониманием вероучительной литературы, в русле мирного салафизма, которого придерживался Хафиз аль-Хаками (1924–1958), теолог, преподаватель, принимавший активное участие в развитии духовного образования на юге Саудовской Аравии. С нашей точки зрения, книга не содержит никаких агрессивных призывов и оснований для ее запрета не было. Характерное для салафитской литературы осуждение многобожия и отступничества от "истинного ислама", который исповедовали пророк Мухаммед и его сподвижники, на наш взгляд, относится к сфере внутрирелигиозной полемики; сами по себе такие высказывания не следует трактовать как возбуждение религиозной ненависти.

Книга турецкого политика, религиозного философа, экономиста и преподавателя Хайдара Баша (1947–2020) "Милость для миров – Мухаммад (САВ). Нравственность Посланника и его сподвижников" (перевод с турецкого Эмиля Амита и Али Арслана, Казань, Мастер Лайн 2002, 120 с.), включенная в Федеральный список под номером 5153, посвящена анализу биографии пророка Мухаммеда с целью выявления его нравственных установок, актуальных для современного верующего. Автор акцентирует внимание на великодушии, мягкосердечии, скромности и сдержанности пророка, что определяет и характер его произведения. Баш декларирует жесткую позицию по вопросу об оскорблении пророка, которое, по его мнению, заслуживает смертной казни. При том, что такая убежденность, безусловно, идет вразрез с современными светскими законами и установками, в книге не содержится никакого руководства по установлению режима, который бы предусматривал введение смертной казни за подобные проступки, или активных призывов к возмездию. Мы полагаем, что признавать эту книгу экстремистской не следовало.