Новости по теме

Новая попытка запретить хадисы - теперь в Первоуральске

В Свердловской области суд рассматривает вопрос о признании экстремистской книги "Избранные хадисы" шейха Мухаммада Юсуфа Кандехлави.

Как нам стало известно 25 мая 2015 года, городской суд Первоуральска рассматривает иск прокуратуры о признание экстремистской книги "Избранные хадисы" шейха Мухаммада Юсуфа Кандехлави (Казань, "Центр инновационных технологий", 2003; 639 страниц).

Прокуратура представила в суд иск, основанный на экспертном заключении, выполненном старшим экспертом-лингвистом экспертного подразделения ФСБ РФ по Свердловской области Светланой Мочаловой. В нарушение законодательства перед экспертом были поставлены вопросы, разрешение которых входит в компетенцию суда, а не эксперта-лингвиста: имеется ли в книге информация, направленная на возбуждение религиозной ненависти и пропаганду превосходства или неполноценности граждан по религиозному признаку. Не являясь экспертом-религиоведом, Мочалова ответила на этот вопрос утвердительно, основываясь на собственной трактовке содержания отдельных хадисов. Суд продолжается, заинтересованная сторона - местная религиозной организации мусульман "Сабр" - привлекает к участию в суде других экспертов: в процессе участвуют доктор философских наук С.Мезенцев и исламский теолог, председатель комитета по образованию и науке Духовного управления мусульман Азиатской части России И.Меражов.

Не ясен сам смысл иска прокуратуры Первоуральска. Можно предположить, что внимание правоохранительных органов привлек составитель сборника. Шейх Мухаммад Юсуф Кандехлави (1917–1965) действительно является одним из идеологов запрещенного в России – с нашей точки зрения без всяких оснований – религиозного движения "Таблиги Джамаат". Однако он не является автором представленных в сборнике текстов, которые он лишь отобрал и распределил по темам. Напомним, хадисы – древние предания о словах и действиях пророка Мухаммада – являются священными для мусульман текстами, по авторитетности занимающие второе место после Корана. Не нужно быть экспертом ФСБ для того, чтобы сделать выводы о том, что для древних исламских текстов характерно отвержение многобожия, вероотступничества, разного рода прегрешений, и люди, предающиеся этому, оцениваются в мусульманской религиозной литературе негативно. Но обвинять средневековых религиозных авторов в недостатке веротерпимости и толерантности бессмысленно. Равно как и бессмысленно оценивать древние тексты с точки зрения современного законодательства об экстремизме. Вопрос в том, чего хотят добиться правоохранительные органы посредством подобных судебных процессов, которые имеют место все чаще. Защита современного общества от средневековых богословов – цель довольно сомнительная. Также трудно заподозрить власти в желании запретить в России одну из мировых религий, адепты которой составляют значительную часть местного населения. Скорее всего, в пылу сколь яростной, столь же и безграмотной борьбы с подчас призрачным "экстремистским врагом" правоохранители вовсе не задаются вопросом ни о конечных целях своих действий, ни о неизбежных издержках этого сражения – радикализации российских мусульман.

О запрете в Татарстане выдержек из 52-й книги хадисов аль-Бухари можно прочесть здесь.

Ссылки на данную статью [6]