Новости по теме

Координационный центр мусульман Северного Кавказа и КЕРООР высказались в поддержку преподавания ОПК

27 сентября Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК) и Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР) выступили с заявлениями, в которых выражается поддержка преподавания курса по основам православной культуры в общеобразовательных школах.

"...Религиозное воспитание и образование является общепринятой, обычной практикой во многих светских государствах мира, - говорится в заявлении КЦ МСК. - Оно вполне законно и допустимо и в российской светской школе, на содержание которой все граждане России, в том числе последователи Ислама, Православия, Иудаизма, Буддизма и других религий одинаково платят налоги.
<...> ...Ни в коем случае речь не идет о систематическом изучении Православия или приобщения к культуре Православной Церкви последователей Ислама, детей из мусульманских семей".

Позицию же представителей других мусульманских организаций, выступающих за введение в школах курса по основам мировых религий, а не одного православия, в КЦ МСК считают необоснованной и в конечном итоге наносящей ущерб интересам российских мусульман:

"В условиях перешедшей всякие рамки цивилизованности дискуссии относительно допустимости добровольного изучения религиозной культуры государственных и муниципальных образовательных учреждениях Координационный Центр мусульман Северного Кавказа должен уведомить, что позиция муфтия Р. Гайнутдина и ректора Московского исламского института М. Муртазина по вопросу преподавания религиозной культуры на добровольной основе в светской школе не отражает мнения не только всех мусульман России, но даже всех мусульман города Москвы.
Понятно, когда против изучения религиозной культуры по выбору протестуют явные или скрытые атеисты. Но особенное разочарование мы выражаем в отношении таких выступлений отдельных мусульман. Такие выступления сомнительны в моральном отношении, если учесть, что исламское образование в российской светской школе также постепенно развивается, расширяется в разных регионах нашей страны. Как говорят, "шила в мешке не утаишь", все рано или поздно становится известно. И не только среди мусульман знают, что те же самые люди, которые публично высказываются от имени исламской общины против изучения основ православной культуры в государственной школе, в то же самое время работают над подготовкой учебников для преподавания в школах основ исламской культуры. Мало того, рассуждая о светскости государственного образования, ходатайствуют об открытии исламских духовных училищ под своим контролем за бюджетный счет.
Такие факты рано или поздно становится достоянием гласности. И тогда исламская умма в России оказывается в неудобном положении, ее авторитету, репутации, положению в стране наносится серьезный ущерб".

Авторы заявления КЕРООР также критикуют противников преподавания ОПК: "Нас, по сути дела, хотят и требуют вернуть в атеистическое гетто. Но мы с этим категорически не согласны.
К сожалению, в одном ряду с мировоззренческими противниками религий оказались и некоторые малоинформированные лидеры ряда религиозных и общественных организаций, из среды которых периодически раздаются высказывания, направленные против практики или возможности изучения основ православной культуры в российской государственной школе последователями РПЦ. Во избежание недоразумений мы подчеркиваем свою принципиальную позицию, в соответствии с которой изучение любой религии, включая и религию большинства населения в стране, в российской светской школе (государственных и муниципальных учреждениях) должно быть исключительно добровольным, учитывать мнение семьи (для несовершеннолетних учащихся). Одновременно мы считаем некорректным, неуважительным ставить под сомнение право граждан нашей страны на изучение своей традиционной религии на добровольной основе в общедоступной светской школе. Это вполне относится не только к нашим согражданам - приверженцам православного христианства, но и к мусульманам, католикам, буддистам и членам любой другой религиозной группы.
Такие опрометчивые и безответственные высказывания могут нанести ущерб межконфессиональным отношениям в российском обществе, они играют на руку ксенофобам и экстремистам, совершающим нападения на синагоги и еврейские кладбища, оскорбляющим чувства верующих иудаистов, стремящихся, разжечь в стране межэтнические конфликты. Кроме того, такие высказывания ставят под удар всю систему еврейского образования, с большими трудами выстроенную в посткоммунистический период".

"Мы против навязывания православной культуры еврейским детям, - говорится в документе, - но не потому, что это именно православная культура в связи с какими-то ее характеристиками, а потому, что мы против любых нарушений свободы вероисповедания. Равным образом, мы категорически против навязывания еврейским детям атеизма, идеологии "атеистического гуманизма", рериховской "культуры мира", прочих чуждых нам религиозных или идеологических убеждений. Свобода совести должна соблюдаться.
Мы не возражаем против более серьезного получения школьниками знаний об одновременно всех крупнейших религиях или религиях, существующих в России, в форме отдельного нового учебного предмета, хотя наилучшим путем было бы насыщение такими религиоведческими знаниями имеющихся обязательных гуманитарных учебных дисциплин. В то же время такой учебный предмет не может заменить собой приобщение школьников к национальной или традиционной религиозной культуре их семьи. Кроме того, философские оценки религии, без которых трудно представить себе современное академическое религиоведение, не нужны и, зачастую, неприемлемы для верующих, тем более как обязательный учебный материал. Эти простые истины пора бы давно понять управляющим работникам сферы образования и прекратить незаконное препятствование изучению в школе традиционных религий. Эти религии не являются запрещенными, экстремистскими или антигуманными мировоззрениями. Поэтому нет и не может быть никаких запретов на их добровольное изучение учащимися, на воспитание в российской светской школе детей на основе или с учетом моральных ценностей этих религий.
В любой конкретной общеобразовательной школе, в городе, регионе, представители еврейских религиозных организаций, работая совместно с представителями Русской православной церкви и государственными служащими, способны решить все возможные проблемы, возникающие в процессе введения курсов православной культуры, равно как и курсов любой другой религиозной культуры. Они способны обеспечить права и законные интересы членов еврейской религиозной общины, достичь разумного компромисса, который бы устроил последователей всех религий, а также неагрессивных сторонников секулярных форм мировоззрения. Мы не нуждаемся в "третейских судьях" в виде борцов с религией или людей, не ценящих и не знающих никакой религиозной культуры, ничего не понимающих в правовом регулировании образовательной сферы и свободы совести, стремящихся навязывать собственные идеологии. У лидеров традиционных конфессий достаточно общественного авторитета, знаний и нравственной культуры для того, чтобы возрождающееся религиозное образование в российской светской школе стало не фактором раздора, а действенным средством укрепления дружбы народов, гражданского мира в нашем обществе".

4 октября Ислам.Ру сообщил, что заявление КЦМСК осудили в ДУМ Поволжья: "Глава пресс-службы Духовного управления мусульман Поволжья Ахмед Махметов назвал этот вопрос принципиальным и заявил, что позиция большинства мусульман России, в том числе на Кавказе, совпадает с позицией Совета муфтиев по этому вопросу.
По мнению Махметова, муссирование данной темы направлено на раскол в рядах мусульман по такому "принципиальному вопросу", как введение ОПК. В этой связи он напомнил также, что в свое время некоторые из подписавших заявление КЦМСК в поддержку введения ОПК и с критикой СМР, в частности, Шафиг Пшихачев, за деструктивную деятельность были отстранены от руководства КЦМСК и даже покинули свои регионы".

Комментарий: Напомним, что в марте 2006 г. муфтий Ш. Пшихачев (тогда - и.о. зампреда КЦ МСК) уже критиковал позицию СМР по вопросу об ОПК и высказывался в поддержку введения этого курса в школах. А когда в сентябре министр образования вновь указал на опасность обязательного преподавания "Основ православной культуры", глава КЦ МСК муфтий Исмаил Бердиев заявил "Интерфаксу": " Там, где мусульмане живут, они должны знать свою религию, культуру, а там, где православные, - свою религию".
Ссылки на данную статью [1]