Новости по теме

Под давлением православных директор Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу распорядился снять с экспозиции фотоколлаж "Икона-икра"

"Коммерсантъ" сообщает, что генеральный директор Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу Валентин Родионов распорядился снять с программной выставки "Русский поп-арт" работу Александра Косолапова "Икона-икра". Как пишет газета, это произведение "представляет собой фотоколлаж: пустой оклад, наложенный на поле, сплошь заполненное черной икрой". Решение о снятии работы с экспозиции директор принял после того, как ему написали прихожане храма Св. Николая в Заяицком во главе с протоиереем Дмитрием Смирновым. "Свидетельствуем перед вами, что данный объект возбуждает в авторах сего письма социальную и религиозную ненависть и вражду", - сказано в обращении.

Сам А. Косолапов опровергает обвинения в оскорблении чувств верующих: "Моя работа - комментарий к высказыванию Энди Уорхола о том, что в Америке кока-колу пьет и президент, и нищий. Русская концепция потребления отличается от западной именно тем, что она авторитарна и иерархична: тут президент икру ест, а простой человек - нет. Это дискурс о постсоциалистической России, религию я не затрагиваю". Художник, возмущенный решением директора галереи, написал ему открытое письмо, в котором заявил: "Не вдаваясь в обсуждение мотивации утверждения, что моя работа возбуждает "социальную и религиозную ненависть", полагаю, что решение о снятии работы под давлением группы граждан является беспрецедентным случаем в практике музея мирового уровня и оскорбительным лично для меня как художника".

Ситуацию в интервью "Коммерсанту" прокомментировал куратор выставки "Русский поп-арт" заведующий отделом новейших течений ГТГ Андрей Ерофеев: "Александр Косолапов - один из главных современных российских художников. В момент подготовки и развески выставки мы обсуждали, насколько эта вещь уместна и как она будет принята, и сошлись во мнении, что работа никак не затрагивает религию и никакого богохульства в этом нет: используется ведь не икона, а оклад. Работа была снята после того, как директор ГТГ получил письмо от протоиерея Дмитрия Смирнова, настоятеля четырех московских храмов, в частности храма Св. Николая в Заяицком, с тремя страницами подписей прихожан. <...> Получив это письмо, директор распорядился снять произведение безо всяких комментариев, сказав, что это его личный выбор: он не отказывается от Косолапова, не отказывается от выставки, но идет на уступки под давлением православных. Вся эта ситуация - очередной наезд на современную культуру, который проявляет стремление не прихожан, а религиозных активистов завладеть правом судить о том, что должно или не должно в культурной политике страны".

Газета цитирует также и официальный комментарий пресс-службы галереи: " Сложилась конфликтная ситуация вокруг произведения Александра Косолапова "Икона-икра", представленного на выставке "Русский поп-арт"... В данный момент дирекция музея приняла решение снять работу из экспозиции. Это решение было принято с целью предотвращения возможного разрастания конфликта музея с авторами обращения. Мы рассчитываем на понимание представителями средств массовой информации деликатности подобной темы и ситуации, а также на осознание того, что Третьяковская галерея - государственное учреждение, не имеющее права провоцировать в обществе конфликты любого рода".

Прот. Димитрий Смирнов заявил "Интерфаксу", что размещение в Третьяковке "Иконы-икры" есть "абсолютно идентичная попытка продолжить то, что было на выставке "Осторожно религия" и того, как в Манеже рубили иконы".

По мнению адвоката Владимира Воронина, "это не только оскорбление чувств верующих, но и нарушение принципа правого государства: нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав".

Пресс-секретарь Третьяковской галереи Элеонора Тян подчеркнула, что "Икона-икра" была изъята с выставки "исключительно из уважения к верующим, а не потому, что произведение действительно может послужить источником возбуждения религиозной ненависти".

10 октября на сайте GIF.Ru было опубликовано открытое письмо главы Отдела новейших течений Третьяковской галереи Андрея Ерофеева. По его словам, "вопрос вовсе не в картине Косолапова (на выставке "Русский поп-арт" это не единственное произведение, в котором имеются изображения церковного реквизита и, не будь работы Косолапова, привязались бы к ним); вопрос вовсе не в самой выставке "Русский поп-арт", которая кому-то там не нравится (ни одна выставка не делается с целью понравиться всем). Вопрос в том, что это письмо напугало директора Третьяковской галереи г-на Валентина Родионова и он убрал картину в запасник.
Между тем, этот человек отличается совсем не пугливостью, а, скорее, благоразумностью. Но г-н Родионов сопоставил некоторые факты последних лет - нападение возбужденных верующих на выставку "Осторожно религия", закончившееся уничтожением большинства экспонатов; нападение православных активистов на галерею Марата Гельмана на "Арт-Москве", также повлекшее гибель произведений; нападение верующего боевика-одиночки на выставку "Сообщники" у нас в Третьяковке этой весной, приведшее к полному разрушению работы Шабурова и Мизина. Все эти вандализмы остались безнаказанными, ни правосудие, ни милиция на них не отреагировали. И поэтому новоявленные православные вандалы достигли своей цели - их стали воспринимать реальной угрозой здоровью людей и сохранности вещей. Вот и наш директор, поколебавшись, решил: скорее всего смирновские подписанты никакие не потенциальные погромщики, а просто введенные в заблуждение люди, но, как говорится, береженого бог бережет. И перестраховался".

А. Ерофеев также обратился к протоиерею Дмитрию Смирнову: "Нужно научиться, г-н Смирнов, прежде всего, не хамить, вежливо разговаривать, аргументировать, а не угрожать. Политику "наездов" желательно заменить уважением позиции меньшинств. Действительно, круг создателей и почитателей современного российского искусства куда меньше того слоя наших соотечественников, которых привлекла к себе Православная церковь. Современное искусство лишено сегодня столь высокого властного покровительства, которым, возможно, Вы располагаете. Тем не менее, это не значит, что позволено "прогибать" художников, силой и шантажом затыкать им рот и лишать их права выставлять свои произведения. Вам надо признать, если Вы ответственный общественный деятель, а не самодур, что музей - особая зона показа иного, внецерковного духовного опыта. Не нравится - не ходите, никто Вас силой туда не тащит".

Сам протоиерей Дмитрий прокомментировал свою точку зрения в интервью "Новой газете". По его словам, "каждое употребление священного предмета не по назначению по определению является профанацией. За такие кощунства до 1917 года карали ссылкой в Сибирь, на каторжные работы. Косолапов, видимо, из породы тех, кто взрывал храмы, кто превращал святые места в скотный двор. От религиозной нечуткости одного человека чуткость других людей не уменьшается. А для верующих каждый храм, каждая икона — это святыня".

"Да, все правильно говорят про свободу творчества, - заявил протоиерей Дмитрий. - Но если человеку раз говорят "перестань", два, он не понимает — придется дать ему по шее. Религиозное оскорбление еще глубже, чем матери родной! Россия — дом Богородицы, в Кремле главный храм Успения Божией Матери, на Казанскую, чей оклад использован художником, празднуем День всенародного примирения и согласия. Пусть Косолапов использует фотографию свою и своих родичей!
<...>
Мне нравится поп-арт, я Малевича люблю, мне близки ташизм, абстракционизм, кубизм, "Бубновый валет" нравится мне больше передвижников... И современных художников многих ценю, например Ирину Затуловскую, с которой мы дружны много лет. Третьяковка мне как дом родной, и как налогоплательщик я ее хозяин — что ж теперь, мне ее за версту обходить из-за Косолапова или звонить, спрашивать, кто там сегодня висит? Меня возмущает не бездарность, а попытка спекулировать на материале, который ему не принадлежит. Художественный совет какой-то должен это решать, "выставкомы" должны отслеживать".

12 октября Общероссийское общественное движение "Преображение" потребовало от прокурора Москвы проведения "тщательной проверки и привлечения к уголовной ответственности должностных лиц, допустивших демонстрацию в стенах Государственного музея картины, возбуждающей национальную и религиозную вражду".

"Учитывая большой общественный резонанс, вызванный вышеуказанным вопиющим фактом, Общероссийское общественное движение "Преображение" просит взять данное дело, как дело особой значимости, на рассмотрение прокуратурой г. Москвы и под Ваш личный контроль", - говорится в обращении, которое цитирует Русская линия.

В связи с полемикой вокруг "Иконы-икры" с заявлением выступил "Общественный комитет защиты свободы совести" (председатель - священник Апостольской православной церкви Глеб Якунин). В заявлении говорится, что выступления против работы А.Косолапова - проявление язычества, выражающееся в сакрализации церковной атрибутики. Кроме того, считают авторы заявления, " "Икона-икра" не может быть кощунством сама по себе, уже потому, что рыбная икра, на которую была наложена риза, не является греховным объектом".

Комментарий: См. также:
Алексеев Н. "Икра" оскорбила верующих: Картину современного художника изъяли из Третьяковки // Известия. 2005. 6 октября.
Шевелев И. Икрометатели: По требованию православных верующих из экспозиции Третьяковки изъята картина // Российская газета. 2005. 10 октября.
Чепурнова А. Религия схлестнулась с искусством // Вечерняя Москва. 2005. 12 октября.
Зерно нации: Люди, так и не дошедшие до Третьяковки, становятся ее кураторами: снимают с выставки фотоколлаж "Икона — икра" // Новая газета. 2005. 13 октября.
Ковалев А. Дурацкие дороги, дорогие дураки // Русский журнал. 2005. 13 октября.
Алексеев Н. Золото и икра // Там же.
Кржевов В. За нашу и вашу свободу совести: Продолжаем дискуссию вокруг снятого с выставки "Русский поп-арт" фотоколлажа "Икона-икра" // Новая газета. 2005. 20 октября.
Ковалев А. Кто без греха? // Московские новости. 2005. 21 октября.
МОНИТОРИНГ СМИ: Изъятие оклада с икрой. В Третьяковке конфликт на религиозной почве // Портал-Credo.ru. 2005. 24 октября. (Статья И. Шевелева из журнала "Новое время".)
А. Тер-Оганьян. Икона в музее: предмет искусства или религии? // Вечерняя Москва. 2005. 1 ноября.
Протоиерей Александр Шаргунов. Если соль потеряет силу // Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества". 2005. 23 ноября. (Статья из "Литературной газеты", N 48 (6048), 23-29 ноября.)
Священник Борис Михайлов. Происшествие на выставке "Русский поп -арт" // Церковный вестник. 2005. N22 (323). Ноябрь.