Новости по теме

В Московском центре Карнеги обсудили церковный взгляд на семью

В Московском центре Карнеги состоялся очередной семинар в рамках программы «Религия, общество и безопасность», на котором выступил протоиерей Алексей Уминский, высказавший свое мнение об идеале современной семьи и подготовленных Межсоборным присутствием документах на эту тему.

В частности, проект документа «О церковном браке», который один раз уже был доработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия после общецерковной дискуссии, по-прежнему представляется ему не очень внятным: «В документе три строчки о том, что такое христианский брак, а далее идет долгое перечисление, по каким причинам возможен развод», — сказал о. Алексей. Священник считает, что взгляд церкви на брак недоуяснен, и нужно бы в первую очередь заняться разработкой этого вопроса, поскольку в советское время, исказившее многие стороны жизни, люди потеряли представление о том, что такое нормальная семья. Отсутствие церковной концепции брака позволяет священникам трактовать вопрос произвольно — некоторые до сих пор приравнивают государственный брак к блуду, хотя, с другой стороны, церковь венчает только после получения свидетельства о государственной регистрации брака. И с такими неувязками приходится сталкиваться на каждом шагу. Прежде чем писать подобные документы, необходимо сформулировать учение церкви о браке, считает протоиерей Алексей Уминский, тем более что количество церковных браков растет.

В ходе дискуссии присутствующие сошлись на том, что на восприятие семейных проблем сильно влияет превалирование монашеского идеала над семейным, отражённое и в святоотеческой литературе, и в церковном календаре, в котором немного примеров образцовой семьи. Также о. Алексей выразил сожаление, что при обсуждении законопроекта о домашнем насилии возобладала точка зрения председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерея Дмитрия Смирнова, считающего, что в России такой закон не принесет пользы. «Колоссальный промах и провал, что мы не выступили против любых форм физического насилия, — сказал он. — Такая позиция остается ментальной нормой для множества людей, которые считают себя христианами».