14 марта 2011 года была опубликована беседа Анны Даниловой, главного редактора портала «Православие и мир» с игуменом Филиппом (Симоновым), начальником инспекции контроля расходов федерального бюджета на науку и образование Счетной палаты РФ Основная тема беседы - отношения Церкви и государства в современной России.
По мнению игумена, выход Церкви «за пределы церковной ограды» обусловлен практической необходимостью помогать государству - «соблюдая законодательство, мы должны принести в общество те идеи, которые мы ежедневно получаем от людей, приходящих в церковь: Церковь не сама изобретает социальную позицию, она ориентируется на те потребности, которые ежедневно у нас в ушах. Потому что люди на исповеди рассказывают не только о совершенных грехах, но и о социальных обстоятельствах, которые толкнули их на этот грех. Государство этой возможности в какой-то мере лишено».
Игумен Филипп убежден, что государственно-конфессиональные отношения характеризуются вовсе не претензиями Церкви стать общественно-политической силой, а необходимостью вести социальные проекты, которые отторгает государство: «Государство пыталось в 90-е и до сих пор пытается передать Церкви некоторые свои социальные функции: функции социального призрения (отсюда возникают церковные богадельни), функции в области здравоохранения (церковные больницы). А Церковь их берёт, потому что нельзя бросить человека, который лежит и просит помощи. <…> Если посмотреть на процесс якобы сближения государства с этих позиций, то получается наоборот: государство пытается сбросить на Церковь некоторые функции, которые оно обязано выполнять само за наши налоги».
Похожую позицию занимает игумен Филипп в отношении закона о возвращении имущества религиозного назначения религиозным организациям: «Я вам гарантирую, что большинство объектов, о которых идёт речь в 327 законе, который иногда называют "законом о реституции", находится в таком состоянии, что и бюджету там есть что поделать. <…> Где крыши нет, где ещё чего. И вот здесь начинаются всякого рода процессы (в том числе можно серьезно говорить и о двойном налогообложении), которые придется уже решать не государству, а Церкви, чтобы эти руины приводить в божеский вид. Это не реституция! Реституция — это когда тебе в отремонтированном состоянии все передали, дали свидетельство о собственности и давай там работай. Здесь просто перекладываются на плечи церковного народа те задачи, с которыми не сумело справиться государство».
«У Церкви сейчас, в особенности с учётом реституции, которая может коснуться средств производства, в плане земли, есть 2 пути, - считает игумен, - либо Церковь попытается как-то манифестировать обществу принципы христианского хозяйствования не на бумаге, либо она пойдет по историческому пути вхождения в сформированные производственные отношения, как это было на большей части её экономической истории. И она везде была встроена именно в них, не давая реальной экономической альтернативы».
При этом первый путь – «путь демонстрации принципиально новых экономических отношений в принципиально новой общественной структуре» - по мнению игумена, не вызовет никаких конфликтов («Кому-то это может не нравиться, где-то это будет конкуренция, кто-то попытается затоптать, потому что, естественно, в подобном виде производства не может быть высокой прибыли»), а второй путь будет губителен, поскольку современные россияне «ментально нерелигиозны» - «сама общественная среда не провоцирует человека обращаться к его религиозному опыту».