Новости по теме

Игумен Димитрий (Байбаков): "Главная наша задача — делать качественный региональный продукт для населения Екатеринбургской епархии"

В интервью "Церковному вестнику" глава Информационно-издательского отдела Екатеринбургской епархии РПЦ игумен Димитрий (Байбаков) рассказал о работе епархиального телеканала.

По его словам, с точки зрения Церкви, телевидение как "самое действенное СМИ" - это важный инструмент миссионерской работы, более того - оружие в "идеологической войне" с "нетрадиционными культами, финансируемыми из-за рубежа". И если "на каком-то этапе" эти последние имели преимущество, то теперь все изменилось: "Сегодня на территории Екатеринбургской епархии нет ни одной сектантской телепрограммы. Единственная протестантская передача выходит по московскому каналу ТВ-3, и мы не возражаем против ее выхода. Посмотрев несколько передач, я пришел к выводу, что эта программа в чем-то даже полезна. Она настолько чужда русской ментальности, что любой россиянин, посмотрев ее, уже никогда не пойдет к протестантам. Возможно, для Запада это замечательная программа: все нравственные ценности, которые она пытается преподносить, даются в пересчете на доллар. Дословно это звучит так: у меня есть один доллар, но Бог не хочет, чтобы я был бедный и у меня был один доллар. Бог хочет, чтобы у меня было 100 долларов, поэтому я должен изменить свою жизнь, я должен приумножить свои доллары. Разве такой подход может привлечь русского человека? Это просто отталкивает".

Игумен Димитрий подчеркнул, что, хотя передачи православного телеканала смотрят далеко за пределами России ("в Берлине, Вене, Прибалтике и во многих других странах"), это в первую очередь епархиальный проект: "Главная наша задача - делать качественный региональный продукт для населения Екатеринбургской епархии. Для этого нам необходимо подавать сигнал из Екатеринбурга в 55 районных центров, по релейной связи это сделать невозможно, поэтому пришлось выходить на спутник. Мы надеемся, что это облегчит задачу и другим епархиям в организации собственного вещания: при приеме сигнала для кабельных сетей часть программ они могут заменять на собственные, например, на епархиальные новости, а часть брать у нас".

Отвечая на вопрос о том, как формируется сетка вещания, глава Информационно-издательского отдела епархии отметил, что существуют различия в предпочтениях руководства канала и аудитории: "Сложно сказать, какие программы являются основными. Для меня это одно, а для телезрителя часто - другое. Например, я бы никогда не стал по телевидению и по радио транслировать богослужения в прямом эфире. В Екатеринбурге литургия совершается в 50 храмах, поэтому транслировать ее по радио и телевидению, казалось бы, никакого смысла нет. Возникает элемент театральности, игры. Литургия - это молитва, которая предполагает личное участие. Если этого нет, то может получиться спектакль. Однако, когда несколько лет назад мы первый раз дали в прямой эфир Рождественскую службу, то получили от слушателей просто вал звонков с благодарностями. У нас в городах и деревнях множество престарелых людей и инвалидов, которые нередко прикованы к своему дому или квартире. Они не могут пойти в храм, и услышать трансляцию богослужения для них большое счастье. Некоторые просто плакали в трубку: "Я могу слушать проповедь владыки из храма"!
Тем не менее, мне ближе информационные проекты, новости. Народ их, конечно, смотрит, но воспринимают по-своему - как официоз, который надо смотреть с подтекстом. Например, если в новостях показывают вручение церковной награды бизнесмену, то зритель делает вывод, что скорее всего этот бизнесмен - не православный. Потому что православный бизнесмен - обязательно скромный и не выставляет свои дела напоказ".

По словам игумена Димитрия, особой популярностью у зрителей пользуется еженедельная программа "Архипастырь" с участием правящего архиерея: "Она построена как беседа, причем раз в две-три недели она выходит в прямом эфире. Владыка иногда по несколько часов отвечает вопросы, которые приходят и от телезрителей, и от радиослушателей, и от читателей нашей епархиальной газеты. Из этого эфира мы монтируем 30-минутную программу, что-то расшифровываем и даем в газете. Наш епархиальный медиахолдинг позволяет использовать этот материал в разных форматах".

Представитель епархии также обратил внимание на сложности, возникающие при подборе светских по содержанию программ, которые могут заинтересовать зрителей православного телеканала: "Несколько лет назад, когда мы создавали радиостанцию, планировалось, что чисто религиозных программ будет процентов 30. Остальные - о музыке, искусстве, здоровье, приусадебном хозяйстве: когда огурцы высаживать, когда - цветочки. Я достаточно жестко объяснил всем сотрудникам, что это должно быть хорошее светское, православное мировоззренчески, но не религиозное средство массовой информации. Нужно делать программы и о кино, и о музыке, детские программы. И здесь мы натолкнулись на неприятие, причем со стороны активных слушателей. Пошли звонки: мол, я включаю радио и слышу классическую музыку, которую могу послушать на любой другой радиостанции, а церковную музыку я нигде не могу послушать. Я уже не говорю о том, что когда мы попытались показать свою "прогрессивность" и поставили некоторые песни Пугачевой (и у нее есть хорошие песни), это просто вызвало возмущение. И мы были вынуждены изменяться. Мы же не для себя все это делаем, не для собственного удовольствия или развлечения. Мы ставим миссионерские задачи, чтобы людей приводить в Церковь.
<...>
Обжегшись один раз, я, тем не менее, попытался то же самое начать делать на телевидении. Мы закупили какое-то количество художественных фильмов прошлых лет в Останкино. Подумывали закупить и "Клуб кинопутешественников", передачи о животных. Я все равно хотел сделать хорошее православное, но не религиозное телевидение. Но сегодня я опять вижу, что часть моих надежд разбилась. Тарелки, по которым можно смотреть канал "Дискавери", есть не у всех, но кабельное телевидение сегодня есть в любом городе, и мы не заинтересуем людей повторением программ "В мире животных" и старых советских фильмов. Паровоз ушел давно. Я поймал себя на мысли, что я сам не хочу смотреть то, что показываю. Поэтому, как в свое время на радио, так и на телевидении мы сейчас уходим от светских неэксклюзивных программ. У нас достаточно много светских программ собственного производства. Например, программа краеведческого направления "Наследие". Ее автор и ведущая — специалист территориального управления Федеральной службы по охране культурного наследия. Она ходит по городу с разными интересными людьми и рассказывает историю улиц и даже отдельных домов. Это действительно интересно.
Мы заменили художественные фильмы концертами. Екатеринбург — достаточно большой город, сюда приезжает много звезд и российского, и мирового уровня, и часто они разрешают нам вести съемку их концертов, причем на безвозмездной основе. Мы записали концерты Бориса Штоколова, Людмилы Зыкиной, Нани Брегвадзе, Жанны Бичевской, Дмитрия Хворостовского и других известных исполнителей, местные фольклорные коллективы тоже записываем. Студенты, которые учатся на филологическом факультете, сами "выкапывают" настоящий, не эстрадный фольклор, и исполняют его, часто даже без музыкального сопровождения".

Проблем с кадрами у телеканала, по словам игумена Димитрия, нет: "Среди журналистов, которые раньше работали на разных каналах, много людей верующих и посещавших церковь. Это и молодые, и пожилые, операторы и журналисты, руководящие работники. Потихоньку они стали приходить к нам. Сначала, может, и с некоторой опаской, осторожностью. Кроме того, к нам приходят очень много студентов, причем даже не церковные люди, которые говорят, что хотели бы работать на нормальном телевидении. И постепенно идет их воцерковление. Мы интересуемся тем, что человеку интересно. Если он говорит, что ему хочется делать программу о поэтах, то мы не сажаем его делать новости епархии. Люди приходят со своими идеями, и мы запускаем все новые и новые проекты, потихоньку модернизируются старые".

Коснулся игумен Димитрий и вопроса об источниках финансирования канала: "Все годы существования епархиального издательского отдела мы находимся на самофинансировании. У нас есть епархиальная типография, которая принимает светские заказы, и мы на этих заказах зарабатываем. На эти деньги существует телевидение и радио. На сегодняшний день у нас есть 12 видеокамер, но не помешало бы иметь их побольше. Например, во время проведения фестиваля православной культуры "Царские дни" одновременно происходило много разных мероприятий - и светских, и церковных, и камер нам не хватало.
На содержание канала средств пока достаточно. А на развитие или для покупки новой современной аппаратуры приходится искать благодетелей. Но мы не просим помочь купить нам новый микшер или новую видеокамеру, а хотим, чтобы нам помогли улучшить производственный базис, - если он будет давать больше средств, то мы сами купим и камеру, и микшер. Мы и типографию нашу модернизируем, чтобы она давала больше отдачи".

В заключение главе Информационно-издательского отдела епархии был задан вопрос о том, как он относится к рекламе на телевидении. Ответил он так: "К рекламе у меня отношение двоякое. Финансового кризиса у нас на сегодняшний день нет. Сами рекламодатели пока тоже в очередь не выстраиваются. Нас еще мало знают, только присматриваются. В принципе, если бы пошли какие-то серьезные заказчики, предположим, торговые сети продуктовые, бытовая электроника, то мы готовы с ними сотрудничать, некоторые магазины у нас уже размещали рекламу. Но у них это проходит кампаниями. Завезли большую партию товара, и надо поскорее ее продать, тогда вкладывают деньги в рекламу. Это реклама товаров и услуг, которые нужны обычному зрителю, то есть практически полезная реклама. Но еще раз повторю, что сами мы за ней не гонимся".