17 июля 2020 года Совет при президенте по развитию гражданского общества и правам человека опубликовал доклад «Уроки эпидемии с точки зрения соблюдения прав и свобод человека и гражданина». Отдельный параграф этого доклада (10-й) посвящен реализации права на свободу совести и вероисповедания в период пандемии.В докладе отмечается, что «международные акты и законодательство Российской Федерации гарантируют свободу вероисповедания, включая право каждого совместно с другими исповедовать любую религию, в том числе совершать богослужения и иные религиозные обряды; данное право может быть ограничено в целях защиты здоровья граждан только федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции) и не может быть ограничено в условиях чрезвычайного положения (ч. 3 ст. 58 Конституции)». Совет напоминает, что «в соответствии с законодательством о свободе совести религиозные организации вправе беспрепятственно (т.е. без каких–либо запретов и ограничений со стороны государства) совершать богослужения, религиозные обряды, церемонии и таинства в культовых зданиях в порядке, определенном внутренними установлениями религиозных организаций» и что «незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний влечет уголовную ответственность».
Однако, как отмечает Совет, в период пандемии региональные власти нарушали вышеописанные законы о свободе совести.
«Так, распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от № 161 от 26 марта 2020 г. был установлен запрет на посещение религиозных объектов. Письмом вице-губернатора Рязанской области от 8 апреля 2020 г. № 2-29/837 к епархии Русской православной церкви было предъявлено требование закрыть все храмы для прихожан под угрозой применения административной ответственности. Распоряжением губернатора Амурской области от 27 марта 2020 г. № 41-р. была приостановлена деятельность всех религиозных и культовых помещений, зданий, объектов и иных мест, специально предназначенных для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, паломничества. В ряде других субъектов РФ, например, в Кемеровской области, главам муниципальных округов и районов губернаторами или их заместителями были направлены телефонограммы, обязывающие провести проверку православных храмов и наличия на богослужениях прихожан», - сказано в тексте доклада.
Совет обращает внимание на нарушения права на свободу совести со стороны главных санитарных врачей ряда субъектов РФ, «в предписаниях которых содержались требования о приостановлении посещения гражданами зданий, сооружений, территорий, подведомственных или принадлежащих религиозным организациям» (что означало предписание прекратить уставную деятельность).
Совет напоминает, что, исходя из конституционного принципа светского государства, запрет на посещение религиозных зданий «должен исходить от религиозных властей, а не от светских».