Новости по теме

Язычники сформулировали "признаки разжигания вражды и страха, а также дискриминационного отношения по отношению к язычеству"

Глава языческого религиозного объединения Содружества природной веры "Славия" Дионис Георгис (волхв Любомир) призвал "язычников, родноверов и сочувствующих лиц" поддержать, во-первых, его обращение в Генеральную прокуратуру с просьбой возбудить уголовное дело в связи с нападками на Хэллоуин, а во-вторых - новое обращение к СМИ и общественности, в котором сделана попытка сформулировать "признаки разжигания вражды и страха, а также дискриминационного отношения по отношению к язычеству".

Мы публикуем этот второй документ целиком:

"Мы обращаемся к журналистам и редакторам СМИ, а также ко всем, кого волнуют проблемы предотвращения и снижения религиозной розни и межконфессиональной напряженности в нашем обществе.

На протяжении последних лет мы систематически изучаем публикации, посвященные древнему и современному язычеству. Мы вынуждены отметить, что в этой области сложился собственный язык вражды, разнообразный и временами изощренный, а временами и грубо враждебный. Пресса часто идет на поводу у одного из стереотипов отношения к язычеству: журналисты говорят о язычестве, как о заведомо негативном, ненормальном и опасном явлении.

Между тем современное язычество становится неотъемлемой частью общества, российской и мировой культуры. Любые однозначные, обобщающие оценки его традиционности, полезности или вредности для общества и личности, заведомо тенденциозны и лживы. Это сложное и разнообразное явление, требующее добросовестного изучения и освещения, и безусловного уважения к людям, следующим языческим традициям, духовным и культурным.

Нас в особенности беспокоит отождествление язычества с негативными общественными явлениями - такими, как различные формы экстремизма и нравственной деградации. Мы стремимся к мирному существованию с другими конфессиями и идеологиями, к воспитанию своих последователей в духе служения обществу.

К сожалению, подавляющее большинство публикаций в СМИ в той или иной мере отражает негативное или неуважительное отношение к язычеству, нередко основанное на вероучительных установках исторически враждебных к нему религий, а не на объективных светских критериях. А некоторые из них откровенно разжигают страх или вражду в отношении языческих верований. Существенную часть таких публикаций составляют заявления представителей религиозных конфессий. Предоставляя свои страницы для подобных публикаций, СМИ также становятся соучастниками разжигания страхов и вражды в отношении язычества.

Миф о язычестве, как о средоточии всего порочного, грязного, злобного, опасного, корыстолюбивого, отсталого, - это не более чем страшилка для запугивания безграмотных людей. Использование ее не делает чести современным СМИ. Как этика научного религиоведения, так и журналистская профессиональная этика требуют уважительного отношения к представлениям людей об их собственной религии и мировоззрении и не должны игнорировать то, как эти люди сами понимают мир и определяют суть своей веры. Многие язычники России сегодня сходятся в общем понимании того, что их объединяет, кто они есть по своей вере, мировоззрению. Участники Битцевского обращение (март 2002г.) так определяют себя: "Язычники — это люди одного языка, принадлежащие одной Традиционной культуре, одному роду-племени, которые чтят его обычаи, любят и берегут свою Землю, хранят родо-племенные мифы и воспроизводят родовые (языческие) отношения в новых поколениях. При этом Земля, народ, ее населяющий, другие формы жизни и Боги образуют единое родовое целое, что отражается в мифах и обрядах, в способе жизни и хозяйствовании". Для язычников основополагающими понятиями являются род, семья, община, племя, народ, Земля и Природа. Язычество - многообразно, есть политеистические и монотеистические, а также материалистические формы язычества, отрицающие существование Богов и загробной жизни. Почитание предков, природы, рода-плодородия - характерно для всех язычников, в том числе в нерелигиозных формах для материалистов. Источники знаний о традиции и традиционных ценностях для язычников открываются в общении: с живущими рядом родителями и умершими предками; с культурой своего народа, его мифами, традициями, фольклором; с природой и Богами. Надеемся, что это самоопределение поможет отделить распространенные во множестве мифы о язычестве от того, как язычники сами понимают суть своего мировоззрения и верований.

Мы хотим помочь тем СМИ, которые хотят отказаться от дискриминационной практики и внести свой вклад в снижение общественной напряженности и освещать тему язычества объективно и полноценно. Для этого мы выделили, на основе анализа публикаций СМИ и реакции на них язычников, ряд недопустимых, шокирующих и оскорбительных типов высказываний и журналистских приемов, которые воспринимаются язычниками как распространение фобий, разжигание вражды и ненависти в отношении к язычеству, оскорбление их веры, религиозных и национальных чувств.

Признаки разжигания вражды и страха, а также дискриминационного отношения по отношению к язычеству:

1. Прямые или завуалированные призывы к убийству, насилию, дискриминации язычников, уничтожению предметов культа, уничтожению или захвату священных мест, к запрещению культов и упоминаний языческих Богов и имен; оправдание исторических и современных случаев насилия и дискриминации или вражды против язычества и язычников авторитетом Бога и священного Писания.
2. Отрицание существования язычества в наше время на территории России среди русского народа и других народов России, отрицание его духовно-ценностной преемственности с дохристианской верой предков.
3. Негативная, пренебрежительная оценка истории русского, других народов России и мира до христианизации (исламизации) и того нравственно-духовного опыта, который был наработан предками-язычниками.
4. Утверждения, что все русские - это только православные, что язычники - враги православных, враги христианства или христиан, враги России или подкупленные врагами люди, утверждения, что русский человек не может быть язычником.
5. Принижение языческих, народных верований (мировоззрений) как неполноценных, препятствующих историческому и нравственному развитию народов, прогрессу и гуманизму, патриотизму и дружбе между народами.
6. Игнорирование того, как язычники определяют суть своих верований (мировоззрений), использование в качестве определения понятия "язычества" интерпретаций, принимаемых враждебными к язычеству мировоззрениями, определение любого современного язычества как новодела, неоязычества, ньюэйджа, игры и театрального представления; привлечение для публичной или экспертной оценки степени традиционности язычества представителей других конфессий.
7. Приравнивание всех языческих верований (мировоззрений) к протестным антихристианским движениям (сатанизм, дьяволопоклонничество) и к деструктивному сектантству, к психическим отклонениям или психологической неполноценности.
8. Утверждения о неполноценности, моральных недостатках приверженцев язычества, оценка язычества как разврата, дикости, безнравственности, бытового суеверия.
9. Приравнивание языческого мировоззрения к нацизму (неонацизму), фашизму, экстремизму, антисемитизму, сепаратизму; представление язычества как угрозы государству, русскому и другим народам, каким-либо конфессиям и социальным группам, человечеству, культуре и нравственности.
10. Любые иные формы тотальной антиязыческой пропаганды, в том числе основанные на фобиях в отношении язычества и фальсификации исторических данных, пристрастном манипулировании историческим контекстом.
11. Моральное осуждение или запреты проведения народных праздников и языческих обрядов, участия в публичных мероприятиях с язычниками; осуждение или запреты ношения национальных одежд, использования элементов традиционной национальной символики, орнамента, вышивки, включая свастичную в традиционной форме, не допускающей смешения с нацистскими и неонацистскими символами и контекстом.
12. Создание негативного образа язычества, обобщение на всех язычников (или языческую традицию отдельного народа) негативных, экстремистских проявлений отдельных язычников и языческих сообществ (в том числе существовавших в древности); использование словосочетаний "экстремист-язычник", "фашист-язычник" и других, в которых негативный ярлык связывается с принадлежностью человека к языческой традиции.
13. Отрицание права язычников на видоизменение своей традиции, отождествление традиционности с обязательным следованием всем историческим формам архаического поведения (жертвоприношениям и другим обычаям, которые с точки зрения современности противозаконны и неприемлемы для язычников).
14. Бездоказательные утверждения о вреде язычества для развития или здоровья граждан.
15. Отрицание фактов насильственно-принудительной христианизации, исламизации, преследований язычества, многочисленных жертв этой политики на территории России и в других странах мира.
16. Сопровождение позитивных, соответствующих законодательству выступлений руководителей и священнослужителей языческих объединений, других язычников, языческих праздников и религиозных обрядов оценочным комментированием представителей религий, известных заведомо негативным отношением к язычеству, а также психиатрической или криминальной оценкой.
17. Цитирование разжигающих вражду к язычеству, антиязыческих высказываний и текстов без комментария, определяющего размежевание между позицией интервьюируемого и позицией журналиста; аналогично - предоставление места в газете для явной антиязыческой пропаганды без редакционного комментария или иной полемики.

Перечисленные выше признаки будут восприниматься язычниками как основание для законных претензий к средствам массовой информации и авторам публикаций.

У вас есть право не публиковать информацию, если она содержит эти признаки. У вас есть также возможность обратиться за консультацией и комментариями к язычникам, прежде чем публиковать сомнительный текст, да и вообще любой текст, касающийся язычества. Профессиональная журналистская этика обязывает вас предоставить возможность читателю сделать собственный вывод на основе альтернативной информации. Но если вы предупреждены и все же публикуете подобные тексты, вы принимаете участие в разжигании вражды в отношении язычества.

Мы предлагаем познакомиться с разработанными нами критериями не только журналистам, но и широкому кругу общественности: правозащитникам, работникам культуры и образования, сотрудникам правоохранительных органов, местных и центральных органов власти.

Мы приглашаем не только язычников, но также верующих других религий, равно как неверующих и атеистов, к сотрудничеству с целью дальнейшего выявления и осмысления источников межрелигиозной розни в обществе, углубления взаимопонимания, выработке языка цивилизованного, взаимно уважительного диалога
".

Ссылки на данную статью [1]