Новости по теме

Администрация сети магазинов "Лидер" и Екатеринбургская епархия обмениваются посланиями

9 декабря группа клириков и православных активистов Екатеринбургской епархии во главе с и.о. настоятеля Крестовоздвиженского мужского монастыря, помощником благочинного центрального церковного округа иеромонахом Флавианом (Матвеевым), главой миссионерского и катехизаторского отделов епархии священником Владимиром Зайцевым и председателем региональной общественной организации "Православное студенческое братство во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия" Ильей Александровым обратилась к администрации местной сети магазинов "Лидер" с письмом, в котором выражался протест против размещения ею в городе щитов с "возмутительной рекламой". По мнению авторов письма, "один рекламный проект за другим исполнен пошлости и скабреза, оскорбления этического и эстетического вкуса горожан, особенно верующих" (как сообщает со ссылкой на местную газету "Подробности" ИА "УралБизнесКонсалтинг", речь идет о "скабрезных" изображениях Деда Мороза, Снегурочки и презервативов). Администрации торговой сети предлагалось "до конца недели рассудить о причинах и возможных последствиях сложившейся ситуации и предложить... возможные варианты внесения в дело корректив". "В противном случае, - говорилось в письме, - мы не станем удерживать православных верующих, а также свою собственную совесть, от действий, направленных на избавление тех районов, где мы проживаем, от указанной рекламы. Пожалуйста, не провоцируйте общественного конфликта. Попробуйте осознать, что обращаются к вам, в том числе, и потенциальные клиенты ваших магазинов".

11 декабря администрация сети "Лидер" опубликовала официальный ответ на это обращение. В открытом письме, адресованном "работникам средств массовой информации и жителям Екатеринбурга", выражается уважение к Церкви, а священнослужителей авторы благодарят "за неусыпное поддержание моральной чистоты города". Тем не менее, все претензии к своей рекламе дирекция и сотрудники сети считают несостоятельными "ни с юридической, ни с этической стороны".

Во-первых, авторы письма подчеркивают: "Рекламная стратегия сети "Лидер" направлена на разработку ярких и запоминающихся продуктов, это необходимо, чтобы выделиться на фоне однообразных и даже часто серых городских объектов. Это прописная рекламная истина и инструмент конкуренции. Все наши рекламные сообщения написаны на языке народа. А главное, они не противоречат Закону о рекламе.
С другой стороны, ...не совсем понятно, каким образом мужской монастырь и миссионерский отдел Екатеринбургской епархии пытается заместить государственные органы надзора за рекламой. Для этих коммерческих, административных и юридических, а стало быть, мирских, целей, существует Министерство антимонопольной политики. Миссионерский отдел по своей сути должен заниматься проповедью Евангелия, а не дублировать государственные органы. Если уж авторы письма так недовольны деятельностью сети магазинов "Лидер", благоразумнее и правомернее будет направлять им свои жалобы именно туда, а не угрожать расправой..."

Во-вторых, касаясь этической стороны вопроса и отвечая на обвинения в безнравственности и развращении горожан - особенно детей, администрация компании заявляет: "С христианской точки зрения влечение полов является благословением Бога. Книга "Песнь песней" - это своего рода эротический рассказ, в нем женское тело воспевается довольно откровенным языком. Наказ Бога после сотворения "плодитесь и размножайтесь" конкретно указывает на Создателя сексуальных отношений между полами. <...>
Секс является естественной частью жизни большинства жителей нашего города, в рекламе мы естественно опираемся на основную массу населения".

В заключение авторы письма, "дабы не давать продолжения для возникающего конфликта", просят "официальных лиц Екатеринбургской епархии прокомментировать сложившуюся ситуацию". Кроме того, сообщается, что администрация компании намерена отправить копию своего письма в МП.

26 декабря в "Православной газете" был опубликован ответ Екатеринбургской епархии: "Некоторые возражения екатеринбургских священнослужителей и одного мирянина на апологию непристойностей, продвигаемую руководством сети магазинов "Лидер"". Авторы "Возражений" обращают внимание, что возмущение вызвала не деятельность магазинов этой сети, а лишь "возмутительная" рекламная кампания, проводимая в Екатеринбурге.

Представители епархии считают, что они вовсе не "пытаются заместить государственные органы надзора за рекламой", иначе они сами бы "подпали под действие Уголовного Кодекса". Таким образом священнослужители пытаются донести до "Лидера" мнение общественности, считая это своим долгом: "Как мы можем смотреть в глаза детишкам наших воскресных школ, которым преподаем Закон Божий, которые ходят по улицам, и возле своих домов натыкаются на эти непристойности. Они-то, от нас, взрослых людей, ожидают не только слов, но и дела". Авторы письма упрекают руководство сети магазинов в нежелании учитывать мнение верующих: "Только если одернут, только из-под палки, они согласны переменить свою точку зрения, а то, что общественное мнение настроено негативно, с этим можно не считаться".

Вольную интерпретацию библейского текста, изложенную в обращении администрации "Лидера", екатеринбургские священнослужители назвали "просто поразительным хамством и страшной удаленностью от Священного Писания", поскольку в Церковной традиции "Песнь Песней" "всегда была аллегорическим описанием отношения верующей души и любящего Бога".

Ссылки разработчиков рекламы на рекомендации психологов представители епархии посчитали несостоятельными: "Надо быть совершенно бессовестным, чтобы, пренебрегая педагогикой, давать детишкам повод к развращенным мыслям, публикуя изображения полуобнаженного женского тела, или средств мужской контрацепции прямо на улице". А что касается "естественной части жизни большинства жителей", по мнению священнослужителей, "то, что пропагандирует "Лидер", называется просто. Это - блуд. А если взять последнюю щитовую рекламу, вообще с намёком на инцест".

"Репутация сети магазинов "Лидер" оказалась существенно подпорченной", - резюмируют авторы "Возражений".

Комментарий: См. комментарии:
Эксланд А. Рекламный протест: Священники берут на вооружение черные пиар-технологии // Новые известия. 2003. 15 декабря (автор предполагает, "что публичный скандал - тонко продуманный рекламный ход, направленный на раскрутку торговой марки").
Рогова И. Христианские принципы в рекламных целях? // Накануне.Ru. 2003. 15 декабря.
Вьюгин М. "Иначе не будем сдерживать прихожан": Екатеринбургская епархия диктует правила хорошего тона в рекламе // Время новостей. 2003. 17 декабря.