Новости по теме

Конференция «Социальные функции религии в условиях модернизации общества: XXI век»

Конференция «Социальные функции религии в условиях модернизации общества: XXI век» прошла 1 марта 2011 г. в Доме журналистов. Она была организована Кафедрой социологии и управления социальными процессами Академии труда и социальных отношений (АТиСО), Центром религиоведческих исследований «РелигиоПолис» и Центром изучения религии РГГУ.

Отметим некоторые выступления.

Андрей Себенцов говорил о конфликте между концепцией модернизации России и концепцией «православной цивилизации», будь то в интерпретации Сэмуэля Хантингтона или РПЦ (не говоря уж об православно-националистических идеологах России как Удерживающего). Такое же противоречие очевидно и между концепцией модернизации и идеями возрождения шариата как основного правового регулятора. Государство должно вести диалог со всеми религиозными течениями на основе права как необходимой отправной точки модернизации.

Яков Кротов поставил в один ряд правовую эмансипацию (датируемую им серединой XIX века), сексуальную революцию, освободившую человека от обязательности семейных уз, и наступление New Age, освободившую человека от обязательности религиозной традиции. Религия становится приватным делом, по крайней мере потенциально. Религия теряет социальные функции (что не мешает человеку выбрать в «религиозном супермаркете» социально и даже политически активный вариант).

Александр Верховский говорил о том, что межрелигиозный диалог в форме взаимоотношений этно-религиозных «общин» очень опасен для и без того слабого процесса формирования гражданской нации.

Екатерина Элбакян (АТиСО) рассуждая о ситуации в России, сделала вывод, что клерикализация сфер, не связанных непосредственно с религией, в мультиконфессиональном обществе способствует дезинтеграции общества.

Игорь Кантеров (МГУ) говорил об эволюции новых религиозных движений (НРД) от модели отвержения мира к модели его изменения. Эту эволюцию наиболее известные в России автохтонные НРД уже прошли за два постсоветских десятилетия. Этот процесс интеграции особенно очевиден на примере Церкви последнего завета (Виссариона).

Роман Подопригора (Казахстан) в качестве международного эксперта говорил о проблемах, возникающих в процессе формирования правовой рамки государственно-религиозных отношений, особенно в постсоветских странах. В частности, нет необходимости давать правовые определения всем феноменам в религиозной сфере.

Елена Васильева (Институт туризма и гостеприимства), рассмотрев разные возможные социальные функции религиозных движений, в первую очередь – НРД, пришла к выводу, что не следует делать никаких общих выводов об НРД, ни алармистских, ни апологетических, так как эволюция их социальных функций весьма различна.

Михаил Жеребятьев (Воронежский филиал Современной гуманитарной академии) увязал модернизацию страны с модернизацией самой РПЦ. С одной стороны, общество склонно к модернизации консервативной, что соответствует чаяниям РПЦ. С другой стороны, РПЦ, модернизируясь изнутри, сейчас перехватывает инициативу клерикализации у государства.

Николай Шабуров (РГГУ) говорил о проблеме объективности в изучении религии и в преподавании религиоведения. Он подверг критике распространенные суждения о невозможности непредвзятости в вопросах религии. Был также поставлен вопрос о статусе теологии, о возможности преподавания теологии в светских вузах и, наоборот, о возможности преподавания научного религиоведения в конфессиональных учебных заведениях.


Комментарий:


Жеребятьев М. В тисках "ручного управления". В Москве прошла конференция "Социальные функции религии в условиях модернизации общества: XXI век" // Портал-Credo.ru. 2011. 4 марта.