Новости по теме

По мнению социологов, религиозная нетерпимость в России не является собственно религиозным феноменом

12 декабря на международном конгрессе, посвященном диалогу культур и религий, который проходит под эгидой ЮНЕСКО в Бильбао (Испания), были представлены результаты социологического исследования, проведенного в России социологами из университета Западного Мичигана Вячеславом Карповым и Еленой Лисовской. Исследователи опросили в июле 2005 г. 2972 человека. Их интересовала проблема религиозной нетерпимости, которую они определили как "нежелание предоставить представителям иных религий право свободно их исповедовать".

"Ученые, - сообщает Портал-Credo.ru, - пришли к выводу, что религиозная нетерпимость в России не является феноменом религиозным, она не зависит от степени вовлеченности в практики соответствующих исповеданий. Среди основных факторов порождения нетерпимости исследователи называют авторитарность политического устройства, этнические предрассудки и религиозный этноцентризм. Именно эти факторы, по мнению социологов, являются основным препятствием к межрелигиозному диалогу в России".

"Наши эмпирические данные явно свидетельствуют о высоком уровне и широком распространении религиозной нетерпимости в России, - цитирует интернет-ресурс В. Карпова. - К примеру, среди людей, называющих себя православными, только 30% считают, что мусульманам можно позволить проповедовать ислам публично, а по отношению к иудеям и представителям западных религий уровень толерантности падает до 26% и 17% соответственно".

Портал резюмирует основные выводы исследователей: "...мусульмане проявляют большую терпимость к православным, чем православные к мусульманам. В то же время позволить католикам, протестантам и последователям других западных религий распространять их издания считают возможным менее 25% православных и менее 20% мусульман.
Наибольшие протесты респонденты выразили по отношению к возможности преподавания основ вероучения католиками и протестантами в школах (это считают возможным всего 8,2% православных и столько же мусульман), публичной проповеди своей веры (не возражают соответственно 17,4% и 13,6%), участия в телевизионных программах (на это согласны соответственно 19,5% и 15,4%).
Что же касается благотворительной деятельности, то здесь эмпирические данные свидетельствует о наибольшей толерантности к католикам и протестантам: ее считают допустимой 40,1% православных и 29,4% мусульман.
К удивлению ученых, в ходе исследования не была обнаружена зависимость религиозной нетерпимости от интенсивности религиозных практик: частоты посещения храма/мечети, молитвы, чтения Библии/Корана, глубины веры и значимости религии в жизни респондента.
Гораздо более существенная корреляция проявляется между нетерпимостью к последователям иных религий и отрицанием необходимости предоставления всем гражданам страны равных прав на исповедание своей веры, религиозным этноцентризмом, антисемитскими и антизападными установками, а также общей политической нетерпимостью.
Эти зависимости позволили исследователям сделать вывод о том, что религиозная нетерпимость в России не является собственно религиозным феноменом и имеет социально-политические корни".

"Попытки дискредитации "нетрадиционных" религий существенным образом повлияли на общественное мнение, сформировав по отношению к ним негативную установку", - отметил В. Карпов. Однако, с другой стороны, призывы к терпимости по отношению к верующим других конфессий тоже влияют на ситуацию. По словам В. Карпова, "уровень терпимости в регионах, где православные и мусульмане живут в соседстве, гораздо выше, чем в целом по стране".