Новости по теме

Конституционный Суд РФ предлагает реформировать действующее законодательство, регулирующее проведение массовых религиозных мероприятий

5 декабря 2012 года Конституционный Суд РФ в ответ на жалобу уполномоченного по правам человека проверил соответствие конституции п.5 ст. 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и п. 5 ст. 19 Закона Республики Татарстан «О свободе совести и о религиозных объединениях» и вынес соответствующее постановление.

Напомним, что, согласно п. 5 ст. 16 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и п. 5 ст. 19 одноименного закона Республики Татарстан, «публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, проводимые вне культовых зданий и сооружений и относящихся к ним территорий, иных мест, предоставленных религиозным организациям для этих целей, вне мест паломничества, учреждений и предприятий религиозных организаций, кладбищ и крематориев, а также жилых помещений, осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций».

По мнению уполномоченного по правам человека в РФ, «безусловная обязанность предварительно уведомлять уполномоченные органы о проведении [публичных богослужений], представляют собой излишнее вмешательство государства в реализацию гражданами прав на свободу вероисповедания и свободу собираться мирно и без оружия, а потому противоречат ст. 28 и ст. 31 Конституции РФ».

Рассмотрев жалобу уполномоченного по правам человека, суд пришел к выводу о необходимости учитывать различия между «собраниями светского и религиозного характера» и «дифференцировать правовой режим их проведения» в зависимости от того, требуется ли «от органов публичной власти принятия мер, направленных на обеспечение общественного порядка и безопасности как самих участников религиозного мероприятия» или не требуется. В последнем случае можно «предусмотреть для их проведения иной, менее строгий правовой режим по сравнению с установленным для проведения митингов, демонстраций и шествий».

«Необходимость уведомлять уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления о таком публичном религиозном мероприятии и нести иные установленные законодательством обременения в силу одного лишь факта его проведения вне специально отведенных для этих целей мест представляет собой неправомерное вмешательство государства в сферу свободы совести, гарантированной каждому статьей 28 Конституции Российской Федерации и признаваемой статьей 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и необоснованное <…> ограничение права на свободу собраний, закрепленного статьей 31 Конституции РФ», -сказано в тексте постановления Конституционного Суда.

Суд распорядился внести необходимые изменения в регулирование порядка проведения публичных богослужений, «которые позволили бы учитывать содержательные характеристики конкретных видов таких публичных религиозных мероприятий, исходя из того, что не все они требуют от органов публичной власти принятия мер, направленных на обеспечение общественного порядка и безопасности как самих участников публичного религиозного мероприятия, так и других граждан».

Конституционный суд постановил также «впредь до внесения в действующее правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из настоящего постановления» при рассмотрении спорных вопросов, связанных с проведением религиозных мероприятий в нежилых помещениях, не руководствоваться законом о митингах (то есть не требовать предварительного согласования) в тех случаях, когда организация мероприятия не требует «принятия мер, направленных на обеспечение общественного порядка, безопасности и спокойствия граждан».

Напомним, что поводом для обращения в Конституционный Суд уполномоченного по правам человека в РФ стало решение мирового суда Вахитовского района Казани, на основании которого  в июне 2009 года П.Э.Айриян был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.2 КоАП (нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания) за проведение конгресса Свидетелей Иеговы Казани без согласования с властями.

Комментарий:
Ссылки на данную статью [5]