Новости по теме

Новые поправки в Административный кодекс создадут дополнительные проблемы для религиозных организаций

В январском выпуске бюллетеня неправительственных организаций "Законотворческий процесс в Государственной Думе: правозащитный анализ" Лев Левинсон анализирует принятый ГД в третьем чтении 20 октября 2006 г. Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства)". (Он был подписан президентом 5 ноября 2006 г.)

С принятием этого закона, отмечает Л. Левинсон, была "существенно ужесточена ответственность за нарушение режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ, а также за их незаконное привлечение к трудовой деятельности". Некоторые нововведения осложнят деятельность НПО, привлекающих на работу иностранцев (в том числе - волонтёров). Поскольку те же проблемы возникнут и у религиозных организаций, мы приводим соответствующие фрагменты подготовленного Л. Левинсоном обзора:

"3. Изменения статьи 4.5 ("Давность привлечения к административной ответственности")
Нарушение иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в РФ иностранных граждан и привлечения их к трудовой деятельности отнесены к категории правонарушений с длительным сроком давности привлечения к ответственности, который составляет теперь по этим правонарушениям не общепринятые два месяца, а один год.
<...>
11. Дополнение Кодекса статьей 18.15
По новой статье 18.15 установлена ответственность за привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина при отсутствии у него разрешения на работу (часть 1), или без получения работодателем в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такие разрешения требуются в соответствии с федеральным законом (часть 2).
Согласно примечанию 1 к данной статье, под привлечением к трудовой деятельности понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранцев. Последнее заставляет задуматься некоммерческие организации, использующие (даже эпизодически) труд иностранных волонтеров, что полностью подпадает под определение "иное использование труда".
Санкция за это правонарушение составляет для граждан от 20 до 50 МРОТ, для должностных лиц - от 250 до 500 МРОТ, для юридических лиц - от 2500 до 8000 МРОТ (т.е. 800 000 рублей). Если виновной признается организация, возможно, по усмотрению миграционного чиновника, приостановление ее деятельности на срок до трех месяцев.
Согласно части 3 статьи 18.15, вступающей в силу 15 января 2007 года, правонарушением считается неуведомление миграционного органа, службы занятости или налогового органа о привлечении иностранца к трудовой деятельности, если такое уведомление предусмотрено федеральным законом. Расплачиваться за нерасторопность гражданам придется штрафом в размере от 20 до 50 МРОТ, должностным лицам - от 350 до 500 МРОТ, юридическим лицам - от 4000 до 8000 МРОТ с возможным приостановлением деятельности.
<...>
13. Дополнение Кодекса статьей 18.17
<...>
Иностранным юридическим лицам посвящена часть 3. За несоблюдение установленных ограничений на осуществление отдельных видов деятельности они наказываются штрафом от 8000 до 10000 МРОТ или приостановлением деятельности на 90 дней. Важно заметить, что запрещенный иностранцам вид деятельности не обязательно должен относиться к сфере торговли и услуг. Это может быть и деятельность в России иностранных (международных) НПО, реализующих программы, не согласованные с Росрегистрацией.
<...>
15. Статья 18.10 ("Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации"), находившаяся ранее в исключительной компетенции судей, отнесена к ведению органов, уполномоченных на осуществление контроля и надзора в сфере миграции, т.е. ФМС и ее территориальных подразделений. Дело по этой статье судья рассматривает теперь только в случае, если миграционные органы передадут это дело в суд (изменения в часть 2 статьи 23.1 и в статью 23.67). Такой же порядок предусмотрен по новым статьям 18.15 - 18.17, 19.27".


Левинсон Л. Цена "упрощённых процедур" // Законотворческий процесс в Государственной Думе: правозащитный анализ. 2007. Вып. 106: Обзор за сентябрь 2006 года. 20 января.