10 мая 2012 года стало известно, что епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл обратился к губернатору Краснодарского края Александру Ткачеву с просьбой не допустить проведения в Краснодаре выставок галериста Марата Гельмана.
По мнению епископа, творчество Гельмана «не имеет никакого отношения к подлинной культуре и направлено на возбуждение межрелигиозной и межнациональной розни».
«Его кощунственные работы против Русской православной церкви и Святейшего патриарха в частности вызывали народное возмущение и волнение в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Твери, Рязани, Ульяновске, Перми, Новосибирске и других городах», - говорится в обращении.
Архиерей напомнил губернатору, что изображения храмов в виде клизмы, защита устроителей выставок «Осторожно-религия» и поддержка акции «Pussy Riot» в храме Христа Спасителя – «это лишь немногие факты из его (Гельмана – Ред.) биографии».11 мая с аналогичным заявлением выступила Екатеринодарская епархия, объявив проведение выставок М. Гельмана «духовно пагубным».
«Тем более нам, кубанцам, нельзя допустить, чтобы в нашем
казачьем православном крае появился стационарный музей Гельмана, где попрание и
осквернение религии и культуры было бы возведено в норму жизни», - говорится в
заявлении.
15 мая 2012 года около двадцати человек перегородили площадь перед входом к выставочный зал с целью сорвать открытие выставки «Icons». Казаки скандировали: «Гельман! Вон с Кубани!», трое молодых людей держали плакат «Руки прочь от Православной Церкви!». В городе распространяются листовки, в которых говорится, что «выставки Гельмана несут гибель и растление душ человеческих», связаны с «поруганием святынь», «пропагандой наркотиков», «навязыванием извращений», «издевательством над историей России», а каждый, увидевший их, «уже оскверняется».
16 мая 2012 года выставка в Краснодаре открылась, несмотря на протесты.
Напомним, в Москве группа православных верующих потребовала запретить постановку «Золотого петушка» в Большом театре, в Новосибирске православные также высказались против выставки М.Гельмана.
<…> Когда церковь перестает заниматься тем, что ей на роду написано, нелегкий труд смягчения нравов берет на себя тот, кому это вроде бы несвойственно. Ироничная и избалованная городская молодежь и, страшно подумать, провокативное актуальное искусство".