Новости по теме

Для чего обществу "навязывается религия"? Мнения некоторых политологов и журналистов

13 февраля 2012 года были опубликованы результаты  мини-опроса по следующей теме: «Для чего обществу навязывается религиозное сознание?». С этим вопросом журналисты обратились к общественным деятелям – политологам и журналистам.  

 

Политолог Григорий Трофимчук убежден, что «у современной России нет иного выхода, кроме как увеличивать размах религиозности, так как без этого буфера, но при одновременном наличии массового социального недовольства, страну просто разорвёт». По его мнению, власти поддерживают религию из прагматических соображений: «Истинный верующий мало ест, в одежде скромен, в желаниях аскетичен, политикой не интересуется, но при этом считается безусловным патриотом – это наилучший тип россиянина; если россиянин при этом будет меньше читать, это тоже ему не повредит - в конце концов, нет ничего плохого в том, что в социальном плане он вернётся в благословенную обстановку полуторавековой давности, когда практически все жители регионов подписывались крестом».


Более резко эту же позицию озвучил журналист Александр Белковский: «Удобно управлять "биомассой", живущей по заповедям».

 

Даниэль Штайсслингер, журналист, представляет ситуацию в ином ключе: религия заполняет опустевшую идеологическую нишу. «При Николае и его прямых потомках в качестве идеологии использовалась уваровская триада, - напоминает он, - потом — переложенная простыми словами смесь отрывков из работ Ленина и постулатов викторианской бытовой этики, потом коммунистическую идею пришлось отложить, и образовался вакуум - решили вернуть уваровскую триаду с поправкой на республиканский общественный строй». Журналист отмечает при этом и трансформацию религиозности: когда религию «разрешили и даже стали одобрять, вместо веры и духовности наверх полезли фофудья и обрядоверие, платочки-юбочки, купание в проруби, освящение яблок и т.п., за которыми порой с трудом виден Христос».

 

Политолог Владимир Беляминов предлагает ту же модель, развивая ее: «Без идеологии жизнь общества невозможна. <…> Поэтому, осознавая многообразие конфессий в рамках единой формации, Путин даёт чёткий месседж обществу, что без единства в целом невозможно дальнейшее развитие России».