Профессор Русско-Американского христианского университета Александр Зайченко анализирует расстановку основных политических сил в стране с точки зрения их конфессиональных предпочтений. Он выделяет шесть "общероссийских центров политических сил", для каждого из которых характерны свои особенности взаимодействия с различными религиозными организациями:
1. Федеральный центр. "Он всегда представлял центральную власть в стране в лице первого лица государства: царя, императора, генсека КПСС, президента и его аппарата", - пишет А. Зайченко. По его словам, "формально Федеральный центр выступает за равенство всех церквей перед конституцией, но фактически оказывает явные предпочтения РПЦ, рассчитывая на ее авторитет хранителя традиционной русской культуры и ценностей. Вместе с тем Федеральный центр и особенно его судебная ветвь часто выступают как малоэффективная, но все же единственная защита прав малых христианских конфессий".
2. Местная власть. Нередко противостоит Федеральному центру, "выражает интересы политической элиты региона и местного бизнеса". Местная власть "часто выступает как открытый противник прав верующих-протестантов и их церквей. Основная причина - господство традиционных ценностей, низкая правовая культура представителей этого центра".
3. Крупный бизнес. "...Формально не поддерживает никакую конфессию. Но при этом... делает ставку на финансовые вливания в главную церковь России, рассчитывая (и не без оснований) на передачу от нее части морального авторитета".
4. Государственный аппарат. "Его интересы сводятся к поддержанию высокого спроса со стороны общества на услуги по управлению государством, даже, если это идет во вред обществу и отдельным его группам. <...> Очень часто в условиях современной России Государственный аппарат выступает как противник независимости новых церквей, а иногда и как самостоятельная репрессивная сила".
5. Гражданский центр. Он стремится "создавать условия к расширению и углублению общественных институтов, организаций, действующих на принципах самоуправления и решающих проблемы жизнедеятельности отдельных граждан и их объединений вне системы государства". К его структурам относятся "парламент и законодательные собрания, независимый суд, свободные СМИ, партийная система, различные негосударственные общественные организации". "Российская местная власть" - его противник. По мнению А. Зайченко, "российские христиане-протестанты объективно являются союзниками Гражданского центра, поскольку это единственная сила, которая, исходя из своей политической природы, должна последовательно отстаивать право верующих на свободу совести и поддерживать принцип отделения церкви от государства. На практике же этот центр очень редко выступает с открытой защитой прав верующих меньшинств, проявляя политический оппортунизм и малодушие. В то же время либеральные позиции Гражданского центра по многим вопросам личной и семейной морали, терпимости и даже оправдывания самых грязных и мерзких грехов человека (прелюбодеяния, однополых браков) вызывают чувства протеста со стороны верующих всех конфессий".
6. Политическая оппозиция. Это "партии и общественные движения протестного направления, оппозиционная часть структур слабого российского гражданского общества, ряд СМИ, организованное рабочее движение. Отряды протестного центра, как правило, разобщены, но в периоды общероссийских выборов они могут объединять свои усилия и представлять серьезную силу в борьбе за новое распределение власти". "Большинство христиан-протестантов России, - подчеркивает А. Зайченко, - несмотря на проблемы возникающие в их отношениях с властями, ни лично, ни через партии не участвуют в активной политической оппозиции".



