Новости по теме

Р.Гайнутдин о деятельности Совета муфтиев России в армейских структурах

В интервью "Независимому военному обозрению" председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин рассказал о положении мусульман в российской армии.

Р.Гайнутдин отметил, что молельные комнаты "на постоянной основе" в частях устраивают редко, но "там, где командиры считают нужным, выделяются комнаты для встреч с имамами, для чтения религиозной литературы". Пищу, предусмотренную нормами ислама, для военнослужащих полковые столовые также не готовят. Учитываются особенности мусульманской кухни лишь в отдельных частях: например, в подмосковном Ногинске, где в одной из частей внутренних войск МВД при приготовлении пищи для военнослужащих-мусульман не используется свинина.

Пока деятельность мусульманских структур в российской армии полностью зависит от воли командиров. Так, в 2002 году ответственный за воспитательную работу в Московском военном округе заявил, что в подведомственных ему частях мусульмане составляют менее 1 %, поэтому он не счел нужным устанавливать какие-либо отношения с мусульманскими духовными лидерами. При этом в сухопутных войсках и строительных частях мусульмане составляют 11-13% и 20-25% соответственно, и "с воспитательными органами этих структур, испытывающими определенные проблемы с несением службы военнослужащими-мусульманами", по словам Р.Гайнутдина, установлены "нормальные рабочие контакты". Более того, с главкоматом Сухопутных войск в июне 2003 года был подписан протокол о сотрудничестве.

Р.Гайнутдин подчеркнул, что важно не количество мусульман в российской армии, а то, что среди военнослужащих есть исповедующие ислам, и они нуждаются в духовном окормлении.

Минобороны в 2002 году высказало пожелание, чтобы мусульманские организации принимали участие в работе по психологической реабилитации раненых, но реальных совместных действий в этом направлении пока не было. Между тем, мусульманские организации действительно занимаются такой деятельностью в войсках, не разделяя при этом военнослужащих по национальному и религиозному принципу.

Вопрос о взаимодействии со структурами других конфессий, работающих в российской армии, в Межрелигиозном совете России пока не рассматривался, сообщил Р.Гайнутдин, отметив, что, на его взгляд, традиционные религии нашей страны работают в воинских коллективах параллельно друг другу. Главное, считает он - не строительство храмов, мечетей и синагог в войсках, особенно учитывая намерения руководства государства в обозримом будущем перевести армию на контрактную основу: у военнослужащих-контрактников больше возможностей для посещения храмов вне части. Гораздо важнее деятельность духовенства в войсках. Р.Гайнутдин считает, что Совету муфтиев необходима такая же структура, координирующая деятельность духовных управлений мусульман и военных, какая создана Русской православной церковью. Пока в составе СМР работает один специалист, занимающийся анализом такой работы.

При том, что в российской армии служит примерно 8-13% мусульман, представления об исламе у военнослужащих, в частности, у офицерского состава весьма поверхностны, имеют место различные предубеждения и фобии. Чтобы расширить представления военных о мусульманстве Совет муфтиев сотрудничает с рядом военных СМИ. В августе 2003 года был издан самостоятельный номер военно-информационного бюллетеня "Азан", рассказывающий об исламском веруочении и жизни российских мусульман.

Создание института военных священников Р.Гайнутдин не считает необходимым.