Фильтры

Май

В Петрозаводске власти вернули храм католикам
26 мая министр культуры Республики Карелия Галина Брун передала настоятелю прихода Божией Матери Неустанной Помощи священнику Целестину Дерунову ключи от здания католического храма в Петрозаводске. На церемонии присутствовал генеральный викарий архиепархии Божией Матери прелат Анджей Стецкевич.
Православные юристы обнаружили ряд противоречий в земельном законодательстве
Изменения в регулировании земельных отношений с участием религиозных организаций комментируют юрист ОВЦС М.В. Ильичев и юрист Отдела религиозного образования и катехизации К.Чернега.
Священник призывает взяться за оружие
Сайт "Русское небо" опубликовал статью "Почему?" священника Владимира Южакова. Иерея удручает, что в условиях "геноцида русского народа", осуществляемого, по его мнению, правительством, интеллигенция осуждает возможность всеобщего вооружения в мирное время. Автор же статьи полагает, что причина этого "геноцида" как раз во всеобщей пассивности, в результате "жиды уничтожают нас уже миллионами", поэтому "если нам вооружаться, то... чем быстрее, тем это будет мудрее в нашей невесёлой ситуации".
Глава департамента Минюста размышляет о перспективах создания госоргана по связям с религиозными организациями
В интервью НГ-Религиям свой взгляд на создание государственного органа по делам религий высказал руководитель департамента Министерства юстиции по делам общественных и религиозных объединений, Александр Кудрявцев.
По мнению чиновника, ограничить отношения религиозных объединений с государством рамками госоргана наподобие приснопамятного Совета по делам религий невозможно. Но поскольку религиозные организации вступают в правовые отношения с госучреждениями, общественными объединениями, коммерческими структурами, необходимо создание "механизма взаимодействия государственных и религиозных структур".
Сергей Градировский объясняет некоторые положения "русского ислама"
27 мая на сайте "Религия и СМИ" было опубликовано выступление Сергея Градировского на круглом столе "Что значит Ислам для России", который проходил Российском Фонде Культуры 22 мая 2003 г. (Более развернутая статья на эту же тему была помещена в интернет-журнале "Государство и антропоток" в июле 2003 г.)

В нем он вновь объяснял основные положения отстаиваемой им концепции "русского ислама".
По его мнению, "русский ислам", — это явление, лежащее на стыке исламской и русской культур, в том числе культур мышления". Государство, безусловно, заинтересовано в диалоге, однако процессы, происходящие в этой области, по его мнению, объективны и обусловлены нынешней этнографической и демографической ситуацией в стране.
Алексей Малашенко о том, как считать российских мусульман
Заместитель председателя ученого совета Московского центра Карнеги, профессор МГИМО МИД, заведующий сектором Исламоведения в Институте востоковедения РАН Алексей Малашенко, выступая на "круглом столе" "Что значит Ислам для России" в Российском Фонде Культуры 22 мая, высказался за то, чтобы главным критерием при определении численности мусульман в России считать самоидентификацию респондентов.
Александр Журавский о проблеме соотношения этнической и религиозной идентичности
Автор, заведующий редакцией религиоведения Большой Российской Энциклопедии, доцент кафедры религиоведения РАГС, сотрудник Церковно-научного центра "Православная энциклопедия", старается показать оправданность применения термина "этническая религиозность" в социологическом, историческом и политологическом контекстах. А. Журавский отмечает, что во время социологических опросов многие респонденты не относят себя к верующим, поскольку положительный ответ на этот вопрос означает "сознательный выбор мировоззрения, тотально определяющего каждое наше действие и поступок", а такой "убежденности в однозначном выборе конкретной картины мира у многих людей и нет". Зато гораздо "проще определиться с конфессией, поскольку это - традиция, которую можно не знать, а ощущать, помнить, что к этой традиции принадлежали твои предки и чувствовать свою причастность к ней. <...>
Возможно, для некоторых социологов этого мало. Но ведь соотнесение себя с традицией - первый шаг для последующей идентификации этой традиции, как основополагающей и жизненно важной".
Празднующих Пасху в России больше, чем тех, кто считает себя православным
Фонд "Общественное мнение" провел перед Пасхой 19-20 апреля очередной опрос в 44 регионах РФ. Выяснилось, что отмечать Пасху собирались 83% россиян (в 1998 г. этот показатель составлял 80%, а в 2002 г. - 85%), тогда как к православным себя отнесли только 59%, а более 30% не считают себя верующими.
Данные апрельского опроса граждан РФ об их отношении к религии
Опубликованы данные очередного опроса граждан страны об их отношении к религии, проведенного Агентством региональных политических исследований (АРПИ). Методом личного интервью было опрошено 1600 человек в 84 населенных пунктах в 28 субъектах РФ.
Ольга Квирквелия о критериях конфессиональной принадлежности
Автор, глава центра "Вера и мысль", кандидат исторических наук, полемизирует с положениями статьи социолога Юлии Синелиной, по мнению которой, главным критерием конфессиональной принадлежности при проведении социологических исследований должна быть самоидентификация респондентов. О. Квирквелия полагает, что подобный подход далек от беспристрастности и не позволяет получить объективную картину.