Православные священники – о встрече папы Римского и патриарха

16 февраля 2016 года Regions.ru опубликовало подборку мнений священнослужителей о состоявшейся 12 февраля 2016 года встрече папы Римского Франциска и патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Большинство опрошенных сдержанны в оценке итогов встречи, но рады тому, что не обсуждалось слияние двух церквей.

 

Настоятель Вознесенского храма города Екатеринбурга протоиерей Алексий Кульберг считает, что главное обсуждалось в ходе двухчасовой беседы двух первоиерархов, с которой еще не снята «завеса тайны». Священник надеется, что во время этой беседы «не рассматривался вопрос слияния, искусственного, механического объединения католиков и православных, что неприемлемо для православного сознания».

 

Настоятель храма Преображения Господня в Орске протоиерей Александр Куцов тоже считает преждевременным судить о результатах встречи. Он не одобряет готовность Католической церкви идти на уступки, видя в этом попытку чрезмерно сблизиться с православными. Православным, считает священник, «уступать католикам не в чем. Но обеим конфессиям есть над чем работать и к чему прилагать общие усилия в области борьбы с экстремизмом и прочими проявлениями греха в мире».

 

Председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии протоиерей Сергий Рыбаков надеется, что «в отношениях именно восточного и западного христианства встреча ничего не изменила, а вот от нахождения общего в мирских делах будет определенная польза»

Тем не менее, он опасается «расширения прозелитизма со стороны католиков на территории России». Священник готов «допустить совместные действия на территории Ближнего Востока, где действительно ситуация для христианства опасная», но призывает «быть настороже» и понимать, что «Богу нужна только православная Россия».

 

Главный редактор газеты «Православная Москва» протоиерей Михаил Дудко считает прошедшую встречу «исторической» и надеется на изменения к лучшему в отношениях между двумя церквями. В частности, он считает достижением признание вредным «пути униатизма» и объединение усилий по защите христиан на Ближнем Востоке. Оценивать остальные итоги встречи о. Михаил, как и другие опрошенные, считает преждевременным.

 

Настоятель петербургского собора св. Спиридона Тримифунтского Чудотворца в Главном штабе ВМФ РФ в Адмиралтействе протоиерей Александр Пелин уверен, что сразу после встречи папы и патриарха ничего не изменится.

По его мнению, папа ищет поддержки РПЦ в отстаивании «традиционных ценностей»: «Он приехал из более традиционной Латинской Америки в очень осовремененную, либеральную, свободную Европу, где под сомнением находится традиционная семья, под угрозой традиционное воспитание детей. Конечно, он ищет сторонников и союзников, которые могли бы помочь ему в отстаивании прав христиан жить по Евангелию».

Кроме того, важна договоренность относительно ситуации на Ближнем Востоке: «Если голос ведущих духовных лидеров способен сохранить хотя бы одну человеческую жизнь, эта встреча уже достигла своей цели».

 

Клирик московских храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской протоиерей Андрей Спиридонов рассматривает встречу «как имеющую общественное значение», но на ее результат предлагает «посмотреть позже». При этом священник ссылается на мнение политологов, которые «расценивают ее положительно и даже говорят, что она сможет повлиять на события на Украине».

 

Клирик кафедрального собора Благовещенска иерей Святослав Шевченко также обращает внимание именно на«общественно-политическое значение» встречи, поскольку «вряд ли накопившиеся за тысячу лет догматические, богословские разногласия легко разрешатся». Важно, считает он, именно совместное заявление папы и патриарха по вопросам однополых браков, абортов, Ближнего Востока и Украины, поскольку выступления двух религиозных лидеров на эти же темы, но по отдельности, мало кто бы заметил.

Особенно священник отметил «осуждение» папой Франциском прозелитизма, «которым «промышляли» греко-католические организации - в том числе на Украине»: «Получается, сегодня Папа Римский официально и публично признал – то, что было сделано его предшественником, неправильно и не способствовало установлению межконфессионального мира»

 

Клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета иерей Иван Воробьев считает, что встреча продемонстрировала «гибкость сегодняшних предстоятелей, что само по себе хорошо, ведь к этому в силу разных причин не были готовы их предшественники. На встрече ни о чем принципиальном не договорились, но этого и не ожидалось».

При этом он сомневается, что «Московская Патриархия возьмет курс на сближение с Ватиканом. Скорее, будет откат, потому что у нас в России громко слышны голоса консерваторов. Их эта встреча очень взбудоражила». Для католиков же, по мнению священника, «эта встреча абсолютно ничего не значит, кроме того, что они заманили патриарха и показали в очередной раз свою гибкость».

 

Священник Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии иеромонах Макарий (Маркиш) дает положительную оценку встрече, но призывает «не придавать этому событию значения больше, чем оно реально имеет». Он напоминает о принятых на Архиерейском соборе 2000 года «Основные принципы отношения РПЦ к инославию». Именно сформулированные в этом документе положения, считает о. Макарий, и были теперь включены в совместную декларацию папы и патриарха, поэтому «принципиально нового тут нет и быть не может, а есть общая работа на общее благо»

 

Клирик Храма святителя Николая на Трех Горах иерей Димитрий Лин, единственный из опрошенных, считает странным «смущение» некоторых православных, опасающихся преодоления раскола между двумя церквями: «Каждый православный на каждой Мирной ектении слышит, как мы молимся о соединении Святых Божиих Церквей, то есть о преодолении разделения. Церковь об этом молится уже тысячу лет».

Встреча двух духовных лидеров, считает священник, может стать началом преодоления раскола, но «даже если мы просто говорим о взаимодействии двух конфессий для решения каких-то актуальных задач, например, защиты наших единоверцев - христиан на Востоке, - уже одно это большое дело».

Ссылки на данную статью [1]