Религиозные деятели продолжают высказываться о постановке «Тангейзера»

Религиозные деятели продолжают комментировать постановку оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер» в Новосибирском государственном театре оперы и балета и судебное решение, касающееся этой постановки.

 

Члены Совета лидеров традиционных религий Новосибирской области сравнили постановку с карикатурами «Шарли эбдо», разрушением буддийских памятников в Афганистане и оскорблением жертв Холокоста. Религиозные деятели выразили опасение, что данный спектакль может привести к «расколу на почве межрелигиозной и межнациональной розни».

«Заявляем, что свобода самовыражения и творчества не должна ущемлять права других людей, унижать честь и достоинство верующих, оскорбляя то, что является для них самым сокровенным и дорогим. Индивидуальная свобода должна подчиняться принципам справедливости, человечности и общего блага», - говорится в обращении, подписанном митрополитом Новосибирским и Бердским Тихоном, имам-хатыбом соборной мечети Новосибирска Салимом Шакирзяновым и главным раввином региона Шнеуром Залманом Заклосом.

Ряд московских религиозных деятелей также прокомментировали ситуацию вокруг «Тангейзера». Наместник Сретенского монастыря,  секретарь Патриаршего совета по культуре, член президиума Совета при президенте РФ по культуре и искусству архимандрит Тихон (Шевкунов) сравнил новосибирскую постановку «Тангейзера» с тем, как если бы в Эрмитаже и Третьяковской галерее рядом с полотнами великих живописцев вывесили карикатуры на них. Он отметил, что «большая ответственность теперь ложится на тех, кто определяет направления сегодняшней российской культуры, кто принимает решения, какими должны быть поддерживаемые государством проекты».

О.Тихон подчеркнул, что Церковь не собирается брать на себя функции надзора. «Но когда у нас пытаются отнять даже право протестовать против оскорбляющего нас кощунства, то есть права на простое чувство, заявляя, что происходящее в общественном пространстве не наше дело, - это явный перебор даже для либералов», - сказал он.

Эти тезисы поддержал глава синодального Информационного отдела Владимир Легойда, заявивший, что «автономия искусства заканчивается, когда художник выносит свое произведения на суд общества». Он также предложил подумать, оправдано ли финансирование подобных произведений из государственного бюджета.  

Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин расценил Вагнера в постановке Тимофея Кулябина как «синоним приспособленчества», «банальность, штампы и следование очень жестко выстроенной идеологической линии».

Комментируя решение суда, священник предположил, что было «основано на идее отрицания умысла на совершение действий, которые оскверняют почитаемые верующими предметы и символы». При этом сам о. Всеволод «глубоко убежден, что осквернение имело место».

Муфтий Москвы, Центрального региона и Чувашии, член Общественной палаты РФ Альбир Крганов назвал постановку провокационной и недопустимой. Он отметил, что мусульмане тоже почитают Христа и Богородицу (Ису и Марьям), и их задевают оскорбления в адрес святых.

«Сегодня, в особое для христиан время Великого поста, либеральная общественность пытается раскачать ситуацию, оскверняя христианские символы под видом постановки спектакля по мотивам оперы Вагнера "Тангейзер". Мусульмане - против дискредитации религиозных символов и ценностей верующих, и нет разницы, против какой конфессии совершается это действие», - сказал А. Крганов. 

Ссылки на данную статью [13]