Патриарх Кирилл: «Если власть остается нечувствительной к выражению протестов, это очень плохой признак»

7 января 2012 года в эфир телеканала «Россия-1» вышло рождественское интервью патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в котором он иначе, чем в декабре 2011 года, сформулировал свое отношение к акциям протеста против фальсификации выборов.

На этот раз патриарх признал, что «у каждого человека в свободном обществе должно быть право выражать свое мнение, в том числе несогласие с действиями власти», а «ложь должна уходить из нашей жизни, из политической, экономической, социальной жизни».

При этом он предположил, что среди протестующих могло быть немало тех, «кто обманывает своего мужа или свою жену, кто ведет параллельную жизнь, кто нечистоплотен в бизнесе». «Но если мы творим неправду в нашей жизни — в семейной жизни, в нашей профессиональной сфере, то почему мы так горячо требуем, чтобы правда сохранялась где-то на макроуровне?» - задался вопросом собеседник телеканала.

Тем не менее патриарх считает важным, чтобы «протесты, правильным образом выраженные, приводили к коррекции политического курса». «Если власть остается нечувствительной к выражению протестов, это очень плохой признак — признак неспособности власти к самонастройке. Власть должна настраиваться, в том числе воспринимая сигналы извне», - заявил предстоятель РПЦ.

9 января 2012 года научный сотрудник Центра изучения Восточной Европы Бременского университета Николай Митрохин в интервью Радио Свобода прокомментировал эти высказывания. По его мнению, изменение тональности заявлений патриарха «связано с тем, что патриарх, который по сути своей является сторонником модернизации авторитарного плана, начал понимать, что значительная часть его команды, на которую он опирается в своей внутрицерковной авторитарной модернизации, скорее находится на позициях протестующего народа». Т.е., «это заявление скорее в пользу своих, нежели в пользу общенациональных проблем».

Религиовед не считает, что Церковь способна сыграть заметную организующую роль в массовых протестах или «заставить власть что-то делать, чем-то поступиться». Однако, рассматривая самого патриарха как «часть путинской команды», Н.Митрохин расценивает изменение его отношения к протестному движению как «значимый фактор, поскольку это свидетельствует о глубине подвижек внутри путинской элиты».
Комментарий:

Мошкин М. Патриарх признал право оппозиции на протест // Московские новости. 2012. 9 января.

Ссылки на данную статью [3]