Митрополит Иларион (Алфеев) убежден, что авторитарная модель церковного управления, миссионерская работа Церкви и диалог с католиками - это необходимые условия борьбы с секулярным обществом

7 апреля 2011 года «Российская газета» опубликовала материалы интервью Елены Яковлевой с митрополитом Иларионом (Алфеевым), председателем Отдела внешних церковных связей Московской патриархии, посвященные политической активности Русской Церкви.

Рассуждая о современной эпохе, митрополит Иларион подчеркивает, что в Русской церкви «в течение последних двадцати лет происходят беспрецедентные события - началось и продолжается церковное возрождение невиданного масштаба».  По его мнению, главным в этом процессе является не столько количественный рост Церкви, сколько то, что «Церковь вышла из гетто и заняла подобающее ей место в общественном пространстве».

Основной задачей Русской церкви в настоящее время митрополит считает борьбу с секулярным мировоззрением «за души людей».

«Представители секулярного мировоззрения, - считает он, -  в количественном отношении часто превосходят представителей религиозного. Причем борьба идет не за богословские истины. Наша миссия заключается не только в том, чтобы доказывать людям существование Бога, и уж тем более не в каких-то институциональных интересах. Эта борьба прежде всего за человеческую душу. За будущее наших детей и тех стран, в которых мы живем».

Митрополит Иларион подчеркивает, что Церковь борется против «морального растления, распада семьи, отказа людей от традиционного семейного уклада, либерализма в области богословия и нравственности, который разъедает христианское сообщество изнутри».

По его мнению, сокращение рождаемости в России – это лишь «зримое проявление того, что шкала нравственных ценностей у современного человека не соответствует той, на которой веками строились мировоззрение и жизнь людей».

Митрополит напоминает, что «Церковь - это армия, которая борется за то, чтобы в мире царствовали абсолютные нравственные ценности и идеалы, а секулярное общество очень активно противостоит ей в этой борьбе».

По его мнению, именно борьба с секулярным обществом должна определять и внутреннее устройство Русской Церкви (жесткую систему церковного управления), и ее внешнюю политику (например, сотрудничество с Католической Церковью в противостоянии секулярности и «агрессивным течениям ислама»).

«Церковь предоставляет очень широкие возможности для развития человеческой личности, - напоминает епископ, - в том числе ее творческого потенциала. Но если говорить о тех, кто связал свою судьбу с церковным служением: священнослужителях, монашествующих, то их творческий потенциал может раскрываться только в канонических рамках, поскольку для священнослужителя на первом месте стоят не его собственная воля, таланты, амбиции, а то, чего от него требует и ожидает Церковь. Человек, становясь священником или монахом, поступает в послушание Церкви. Принадлежа Церкви, такой человек, как воин, не принадлежит себе и воюет с тем врагом, с которым воюет его армия. Он проводит время не так, как, может быть, ему бы хотелось, а так, как требует от него начальство. И занимает место, которое ему определено, а не то, которое, может быть, он хотел бы занимать. И выполняет прежде всего церковные послушания, а не то, что он пожелал бы выполнять».

Ссылки на данную статью [2]