Отклики на принятую Архиерейским собором православную концепцию прав человека

26 июня архиерейский собор Русской православной церкви утвердил "Основы учения Русской церкви о достоинстве, свободе и правах человека". Этот документ вызвал большой общественный резонанс.

Директор Института прав человека Валентин Гефтер в интервью порталу "Права человека в России" прокомментировал появление православной концепции прав человека. По его мнению, важна свобода выбора "не ОТ греха (как пытается представить РПЦ позицию светских либералов), а ДЛЯ того, что бы незашоренно искать выход в любой ситуации - каждым в отдельности и, что не менее трудно, всеми вместе.
В виде писаного закона или неписаного, но на основе признания за людьми их естественных прав. Даже если они даны ему от Бога (но не от церкви же!), а не следуют из Всеобщей Декларации прав человека.
Поэтому когда РПЦ предлагает налагать принятые какой-либо группой, пусть даже подавляющего большинства населения, моральные ограничения на права отдельных индивидуумов, то, я думаю (это вопрос, конечно, обсуждаемый), что это путь тупиковый".

Довольно резко о документе отозвался публицист и священник Украинской Автокефальной Православной Церкви Яков Кротов. По его мнению, концепция "отбирает все права и у личности, и у общины, оставляет им лишь обязанность повиноваться государству и примкнувшей к нему архиерейской фаланге".

Серьезный недостаток документа священник видит в том, что там проигнорирована проблема смертной казни, нарушающей право человека на жизнь.

Кроме того, в концепции "отделение церкви от государства легко преодолевается утверждением права некоего "общества" определять "содержание и объем взаимодействия государства с разными религиозными общинами в зависимости от их численности, традиционности для страны или региона, вклада в историю и культуру, от гражданской позиции".
<...>
С правом на свободу слова покончено одной фразой: недопустимо "надругательство над святынями".
С правом на свободу совести покончено провозглашением права церкви печься "о тех, чьи права, свобода и здоровье страдают из-за действий деструктивных сект"".

"Документ можно было бы смело квалифицировать как кошмарный, смертельно опасный для общества и позорный для церкви, если бы не одна маленькая деталь: цена ему полкопейки в базарный день, - резюмирует Я.Кротов. - Как и социальная концепция РПЦ МП, принятая несколько лет назад, это обычная канцелярская отписка, исполнители и заказчики которой придают ей не больше значения, чем пожеланию "будьте здоровы"".

Журналист "НГ-Религий" Станислав Минин отмечает, что "рассуждая о правах человека, Церковь (невольно или преднамеренно) подменяет понятия. Права - это не обязанности. Ими можно пользоваться, а можно не пользоваться. Православный человек волен считать грехом, например, развод. Но ведь в российском законодательстве нет положения, запрещающего развод, это норма церковного права. Российское общество состоит не только из православных. И эти люди вовсе не обязаны разделять точку зрения РПЦ в отношении чего бы то ни было".