В Москве прошла встреча представителей христианских церквей стран СНГ и Балтии "Современная Европа: Бог, человек, общество. Права человека и нравственное измерение"

27-28 февраля в Паломническом центре Московского патриархата состоялась встреча представителей христианских церквей стран СНГ и Балтии "Современная Европа: Бог, человек, общество. Права человека и нравственное измерение". Мероприятие прошло в рамках второй, региональной, стадии III Европейской экуменической ассамблеи, завершающим этапом которой станет встреча 4-9 сентября 2007 года в городе Сибиу (Румыния).

Основная тема обсуждалась в основном в первый день работы форума (см. подробнее репортаж Благовест-инфо). В частности, с докладом "Права человека и религиозные принципы" выступил глава ОВЦС МП митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Он рассказал о Декларации о правах и достоинстве человека, принятой X Всемирным русским народным собором в апреле 2006 г., и отметил, что "синтез идей, достигнутый в Декларации, очень важен для дальнейшего диалога между Церковью и светским обществом. Оказалось, что идея прав человека может быть не разъединяющим, но объединяющим началом для такого диалога. Кроме того, благодаря этому синтезу Церковь может и должна использовать идею прав для отстаивания собственных интересов в обществе и государстве, защиты права каждого отдельно взятого члена Церкви и всей Церкви в целом на исповедание определенного мировоззрения и определенной системы ценностей. То, о чем заявил Всемирный русский народный собор, актуально не только для России, но и для стран СНГ, где ситуация во многом напоминает российскую, а также для стран Европы".

В итоговом документе встречи непосредственно о правах человека упоминается в пунктах 5, 6, 7:

"5. Немаловажной проблемой остается взаимодействие религиозной традиции и светского либерального взгляда на человека. Наиболее актуальным выражением данной проблемы стала дискуссия вокруг темы прав человека. В ходе этой дискуссии задается вопрос, неизбежно ли противопоставление прав человека и религиозной традиции, а также нравственных норм, которые мы считаем данными Богом, в то время как секулярное сознание объявляет их сугубо человеческими, а потому изменчивыми изобретениями. Между тем, идея прав человека может и должна быть не разделяющим, но объединяющим началом для диалога между религией и светским обществом. Для этого необходимо, чтобы права человека не рассматривались в отрыве от нравственного измерения.

6. Человек как образ Божий обладает богоданной свободой, а его права должны уважаться государством и обществом. Христиане могут и должны использовать правозащитные механизмы для отстаивания своей веры, своего образа жизни и своей системы ценностей, при этом заботясь о благе каждого человека, живущего в обществе. Одновременно для традиционного христианского сознания идея прав и свобод личности тесно связана с идеей нравственной и гражданской ответственности. Мы убеждены, что без твердой нравственной основы, укорененной в вечной Божией истине, общество не справится с духовным кризисом, а значит, не сможет созидать достойный общественный и экономический уклад, проводить жизнь благоденственную и мирную "во всяком благочестии и чистоте" (1 Тим. 2. 2), сохранить пригодным для жизни прекрасный Божий мир.

7. Мы убеждены в разрушительности таких тенденций в толковании прав человека, как коррозия традиционного представления о семье, призывы узаконить "однополые союзы", попытки легализации наркотиков, утверждения о моральной приемлемости абортов и эвтаназии, навязчивая пропаганда "культуры смерти", межнациональной и межрелигиозной вражды, насилия, разврата, гомосексуализма, других грехов, опасных для личности и общества".

Отметим также пункт 9:

"9. С нашей точки зрения, христианское духовное и нравственное послание должно присутствовать в мире политики, экономики, культуры, в средствах массовой информации. Мы имеем не меньше права, чем неверующие люди, на то, чтобы наш голос был слышен в обществе, влиял на принимаемые в нем решения, на складывающиеся в нем правила поведения и образ жизни".

По оценке газеты "Коммерсантъ", главным результатом встречи стало то, что "РПЦ, предпринявшая наступление на принятую систему либеральных ценностей, заручилась поддержкой христианских религиозных лидеров стран СНГ и Балтии". Позицию РПЦ по этому вопросу, отмечает газета, активно поддержали, в частности, глава Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников) епископ Сергей Ряховский ("Может, эти предложения звучат и не демократично, но ограничения свобод во благо, чтобы сохранить нравственность и цивилизацию") и начальствующий епископ Российской Церкви ХВЕ Павел Окара (он заявил "Коммерсанту": "Мы против демократии, которая приносит разложение обществу. Нам нужна евангельская демократия с евангельской моралью, где грех называется грехом").

Комментарий: См. также:
Фаликов Б. Простое, как рычание // Газета.Ru. 2007. 5 марта.