Борис Колымагин: "...воинствующая светскость и религиозный фанатизм - равновеликие штанины"

Журналист Борис Колымагин на страницах "Ежедневного журнала" рассуждает о том, что положительного может принести школе и российскому обществу в целом введение такого предмета, как ОПК.

С одной стороны, по мнению автора, опасность клерикализации образования вполне реальна: "Страшно, когда за сложное и тонкое дело берутся люди, не понимающие, что принудительное насаждение традиции, нравственности, а тем более веры (а именно о принуждении идет речь, когда обсуждается включение по сути "Закона Божия" в обязательную для посещения "сетку") - это один из вернейших способов разрушения и традиции, и нравственности, в чем так наглядно убеждает история".

Однако с другой стороны, пишет Б. Колымагин, предмет, который строится на обсуждении произведений культуры, связанных с христианством, "мог бы побудить ребенка раскрыться навстречу красоте, правде и тайне", заставить его всерьез задуматься над проблемой личного духовного выбора. Возможно, такой предмет следовало бы назвать "Основы христианской культуры" или "Основы религиозной культуры", "но при этом большая часть времени все равно должна быть отдана ОПК. Почему? Ровно потому, почему в российских школах львиная доля часов отводится русской литературе и истории".

"Конечно, - отмечает автор статьи, - новый культурологический предмет не может сделать "погоды" в среднем учебном заведении, кардинально изменить его нравственный климат, но он может стать своеобразной точкой опоры.
В обществе, где уничтожена сама иерархия ценностей, педагогика становится принципиально другой. Старые системы координат перестают работать буквально на глазах. Максимально, что может сделать для ребенка в этих условиях Церковь, это ввести его в пронизанное отсветом Ее жизни пространство, показать, что мир открыт и свободен. И что в мире, несмотря ни на что, есть свет и любовь. А там уже - дело его свободного выбора. Но чтобы он состоялся в нужную для Церкви сторону, сама Церковь не должна бояться слов, которые она говорила на заре христианства всем, вопрошавшим о вере: иди и смотри. Для этого многое нужно изменить внутри церковной ограды. Но это уже совсем другая тема".

Сейчас же, по мнению Б. Колымагина, дела с религиозным образованием в стране обстоят плохо: "Все попытки подлинного воцерковления общества и культуры наталкиваются на силы противления. Эти силы - секуляризм и фундаментализм. Они имеют разную природу и политически разнонаправленны. Тем удивительнее то согласие, с которым они пытаются не пустить этически нагруженный, культурологический предмет в школу. Одни указывают на его конфессиональность, другие хотят превратить его в унылый "Закон Божий", в систему, где не остается места, чтобы поиграть с Богом в прятки, увидеть, почувствовать Тайну. Вот на поверку и получается, что воинствующая светскость и религиозный фанатизм - равновеликие штанины".