В Москве прошел второй двусторонний семинар представителей РПЦ и РСЕХБ на тему: "Верность традиционным христианским ценностям и свобода совести"

20 декабря в Паломническом центре Московского патриархата состоялся второй двусторонний семинар представителей РПЦ и РСЕХБ по общей теме: "Верность традиционным христианским ценностям и свобода совести". На семинаре были представлены и обсуждены доклады по трем подтемам: "Ценность человека как носителя образа Божия и его достоинство" (глава ОВЦС МП митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл и председатель РСЕХБ Ю.К. Сипко), "Современная система прав человека и христианские нравственные принципы" (адвокат, главный редактор журнала "Религия и право" А.В. Пчелинцев и заместитель главы ОВЦС МП протоиерей Всеволод Чаплин), "Соотношение внутренней свободы от греха и свободы нравственного выбора" (главный редактор журнала "Фома", заместитель декана факультета международной журналистики МГИМО (У) МИД РФ В.Р. Легойда и руководитель Отдела богословия и катехизации РСЕХБ М.В. Иванов). Участники семинара приняли итоговый документ, в котором отмечена общность позиций православных и протестантов по следующим пунктам:

"1. Человек создан по образу и подобию Божию. Библейскому понятию "образа Божия" очень близко понятие ценности человека. Христиане верят, что образ Божий неизгладим. Он может быть помрачен, но не истреблен. Поэтому ценностью обладает любой человек, независимо от его поступков и состояния души. Богоданная ценность личности является для христианина основанием для уважения к ней в обществе.

2. Цель жизни человека состоит в обретении подобия Божия. Достижение этой цели возможно силой Божией благодати через веру и свободный выбор в пользу добра. При этом человек обретает достоинство, которое необходимо поддерживать и развивать, что немыслимо без духовных и нравственных ориентиров. И общественное устройство должно учитывать и поддерживать устремление человека к совершенствованию, иначе социум деградирует и распадется. Необходимо делать все, чтобы способствовать развитию и укреплению человеческого достоинства. Динамическое понимание достоинства личности поможет выстроить систему общественного развития, которая бы более адекватно отвечала высшим потребностям человека.

3. Нравственный выбор напрямую связан с внутренней позицией человека. Лишь внутренняя свобода от греха ведет к правильному выбору в жизни. Причем она может быть достигнута через принятие Евангелия и жизнь во Христе.

4. Христиане всегда, даже в условиях тоталитарного режима, находясь в тюрьмах и лагерях, отстаивали свое право на свободу совести. Те же, кто оставался на свободе, через напряженный диалог с властями отстаивали право исповедовать свою веру. Начиная с 90-х годов прошлого века, верующие России активно участвовали в мирном разрешении межэтнических и политических конфликтов и заботились об их жертвах, в очередной раз продемонстрировав свою приверженность праву людей на жизнь и свободу. Задачей сегодняшнего дня является необходимость достичь гармонического единства между правами человека, нравственными ценностями, и ответственностью личности. Права человека имеют основанием ценность личности и должны быть направлены на реализацию его достоинства. Христиане должны отстаивать свое право открыто называть некоторые явления нашей социальной жизни общественным злом и грехом, даже если это противоречит современному понятию "политкорректности", и побуждать людей к покаянию и исправлению.

5. Человек и общество сами по себе, без Божией благодати, не могут достичь нравственного совершенства. В то же время человек призван дать свой ответ на действие Божие, поэтому христиане должны вести практическую работу по распространению христианского взгляда на достоинство и права человека в обществе. Ценности веры и Отечества должны найти подобающее место в христианском свидетельстве. Христианская работа в сфере защиты прав человека и социального служения, в экономике и политической жизни страны должна стать средством для утверждения нравственного идеала среди сограждан. В эту сферу входят защита личности от произвола властей и работодателей, противостояние преступлениям на религиозной и национальной почве; попечение о национальных и традиционных религиозных меньшинствах; забота о людях, находящихся в местах лишения свободы и социальных учреждениях; защита от насилия, организованной преступности и коррупции, от вовлечения в проституцию, торговлю людьми, употребление алкоголя и наркотиков.

6. Особой заботой христиан России должен стать разумный, взвешенный диалог с теми структурами, которые не разделяют христианских нравственных ценностей. Любовь ко всякому человеку и сила убеждения, которые даются нам верой в Господа нашего Иисуса Христа, да помогут нам в нашем служении.

7. Участники семинара сочли важным продолжать совместные размышления по темам, вызывающим интерес и озабоченность современного общества".

Комментарий: См. также:
Лункин Р. КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Гений и злодейство. Внутри Московской патриархии формируются два идеологических лагеря, которые олицетворяют "почвенник" митрополит Климент и "просвещенный патриот" европейского типа митрополит Кирилл // Портал-Credo.ru. 2006. 21 декабря. ("В столь сложной и неповоротливой структуре, какой является Московская патриархия, даже дискуссия о демократии и правах человека похожа на революцию. Православная трактовка европейских ценностей все равно приводит к признанию свободы, а любое принуждение даже ради благих целей делает любого гражданина (политика, учителя, милиционера и архиерея) нечестным и безнравственным, лишающим его того самого "динамического достоинства человека". Консерватизм и европейскость, закрытость и открытость, авторитаризм и демократия, как гений и злодейство, часто идут рука об руку в процессе общественного развития и рождения новых идей, но, в конечном счете, такая дискуссия - путь именно к демократическому обществу".)